Материал "ПОЗНАЮ МИР" (старшая группа) для педагогов и родителей по теме: Чудесный огородик

Составили педагоги группы №8: Петрова Елена Анатольевна, Оношина Наталья Юрьевна

«Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь»
И мы, стараемся придерживаться этих слов.
Мы любим всё красивое, ведь «Красота – спасёт мир»!

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество.

Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для исследовательской деятельности детей.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача нас, взрослых, поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования и исследования встречаются в работах разных авторов Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием как видом деятельности и его действия носят репродуктивный характер.

Назначение воспитания и обучения нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании. Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно. После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление – превращается в игру, второе – в осознанное экспериментирование.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя. Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Подъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет, и не может быть полноценного и умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости».

Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, мы пришли к выводу о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а характер их усвоения. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различие.

Мы считаем, что для детей дошкольного возраста экспериментирование и исследование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект «Чудесный огородик», который направлен на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности на основе организации поисковой – исследовательской деятельности.

Цель проекта: формировать экологическую культуру у детей, обогатить их знания об окружающем мире, через наблюдения, экспериментальную деятельность, активизировать у ребенка инициативу.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы.

Задачи:

  1. Познание: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представления детей о растениях, овощах и фруктах.
  2. Социализация: учить бережно, относиться к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизненный опыт.
  3. Коммуникация: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развивать умение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы.
  4. Художественное творчество: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета (рисование, аппликация, конструирование, лепка). Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретённые знания и навыки.
  5. Труд: воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
  6. Чтение художественной литературы: знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Результат:

По реализации проекта «Чудесный огородик» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с культурными растениями.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети пришли к такому выводу, что для растений необходимы условия для роста: земля, вода, воздух, тепло, свет.
  4. Дети познакомились с многообразием посевного материала, научились различать семена овощей, выращивать рассаду из семян, правильно ухаживать за растениями.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе вместе с детьми и родителями был создан «Чудесный огородик».
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Наблюдение за растениями были зафиксированы на карточках наблюдений.
  9. Составление и защита мини-проектов.
  10. Родители приняли активное участие в проекте «Чудесный огородик».

Шпаргалка для родителей. 9 подсказок для родителей первоклассника

Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий праздник для новоиспеченного первоклассника?

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Вы как никто другой знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда 1 сентября станет настоящим праздником для Вас и Вашего ребенка!

Подготовила воспитатель группы №7 Шестакова Наталия Валерьевна


«Народные и семейные традиции в воспитании ребенка»

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.

Все известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось - трансформировавшись, часть канули в небытие, ну и, конечно же появились новые.

Также изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи - дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

Развитию и сохранению семейных традиций способствуют так же и народные праздники.
Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое - это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Наша задача сегодня:

  • помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память;
  • уважительно относиться к своим древним корням;
  • чтить и уважать память предков;
  • систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Начинать приобщение к культуре надо с представлений об окружающем мире.

Семейные традиции

Традиция переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.
Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь. Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.
Роль семейных традиций в жизни малышей:

  • Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь "каждый день - праздник"
  • Дети гордятся своей семьёй
  • Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято
  • Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.
Хорошей традицией является празднование дней рождения, причём отмечание должно сводиться не только к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычные и сказочные, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще и только положительно.

Народные традиции

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей.
Погружение детей в традиционную фольклорную среду - один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной.
Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Одним из средств народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть - глаз божий».
Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.
Патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка.
Традиционно в этот день мы помогаем детям почувствовать аромат обаяния, даем знания о том, как сохранить букет свежим, учим, как дарить подарки и принимать их, показываем красоту ритуалов, рыцарские жесты, знаки внимания, приглашение на танец и др. И самое главное - уважение к женщине, матери, подруге.
Эта традиция выражает наше уважение к героям страны, к защитникам нашей Родины. Этот праздник формирует отношение к защите нашего Отечества, воспитывает смелость, мужество, силу воли, дружеские отношения, чувство взаимопомощи.
Традиция живет в старом и новом.

 Подготовили воспитатели группы №8:
Петрова Елена Анатольевна, Оношина Наталья Юрьевна


Консультация для родителей «КАК УСТРОИТЬ РЕБЁНКУ ВОЛШЕБНЫЙ НОВЫЙ ГОД!»

Подготовили воспитатели группы № 8: Петрова Елена Анатольевна, Оношина Наталья Юрьевна


Уже не за горами самый ожидаемый и самый любимый праздник всех взрослых и детей - Новый год. Все мы с теплом вспоминаем, как мамы покупали мандаринки, вкусные конфетки, которыми мы потом вместе украшали красавицу-елочку. И важен был не сам праздник, а подготовка к нему. Именно та самая таинственная и загадочная атмосфера ожидания чуда и запоминается всем детям.

 


Поэтому очень большое внимание нужно уделить совместному с ребёнком декорированию квартиры, украшению ёлки, подготовке и упаковки подарков, изготовлению различных праздничных поделок. Подготовку лучше всего начинать примерно за 5–7 дней до Нового Года, чтобы ребёнок, с одной стороны, побыл подольше в этой праздничной и волшебной предновогодней атмосфере, а с другой – чтобы он ожидал праздника не слишком долго.

 



Расскажите ребёнку самыми простыми словами про этот праздник – что когда уходит старый год, то на смену ему приходит Новый год. Люди верят в том, что в старом году остаются все неприятности и печали, а с Новым Годом приходит много всего нового и интересного. Поэтому все радуются приходу Нового Года, ждут его и украшают к его приходу свои дома. Детям постарше, начиная с 5-ти лет, можно рассказать о том, что важного у ребёнка произошло в старом, уходящем году. Чему он научился, что узнал, куда ездил. Так ребёнок больше будет понимать, что это за праздник и почему его празднуют.

Следите за календарём.
Покажите ребёнку на календаре, сколько дней осталось до наступления нового года. Это можно сделать тоже за 5–7 дней до наступления праздника. Обведите дату 31 декабря в кружок и каждый день подходите к календарю вместе с ребёнком и зачёркивайте проходящие дни, которые постепенно приближают вас к наступлению нового года. Таким образом, ребёнок будет больше вовлечён в ожидание праздника.

 

Начните читать стихи и рассказы на новогоднюю тему, ставьте аудио-сказки и песенки.
Есть много книг, в которых собраны стихи и рассказы, посвящённые новогодней тематике. Можно начинать читать с ребенком такие книги примерно за 2 недели до наступления праздника, а также ставить аудиосказки и подборки новогодних песен. Таким образом, вы помогаете ребёнку проникнуться новогодней атмосферой и больше узнать об этом празднике.

Сделайте бумажные снежинки с ребенком.
Сейчас в магазинах продаются любые украшения и декорации, которые только можно придумать. И всё же, лучше вам вместе с ребёнком творить украшения для дома своими руками. Именно это создаёт у ребёнка ощущение и предвкушение праздника и надолго остаётся в памяти. Бумажные снежинки можно наклеивать на окна мыльной водой либо подвешивать за ниточки по всей квартире. Ваш дом сразу станет волшебным.
Если ребёнок ещё не умеет пользоваться ножницами, снежинки вырезают родители, а наклеивают и развешивают дети. И вот тут нужно отказаться от перфекционизма и позволить ребёнку вешать и приклеивать снежинки именно там, где ему самому захотелось. Представьте, ребёнок приклеивает и вешает снежинки, где ему нравится, а за ним ходит мама и всё переклеивает и перевешивает, потому что «так красивее». Этого делать не нужно. Пусть ребёнок чувствует себя полноценным участником подготовки к празднику. Детям, которые уже умеют пользоваться ножницами, вы можете сделать бумажные заготовки и прорисовать простым карандашом контур для вырезания. Сложность заготовки зависит от возраста ребёнка. В интернет очень много образцов того, как можно вырезать снежинки. Обязательно похвалите вашего ребёнка и даже если снежинки кажутся вам не очень удачными, а ребёнку нравятся, пусть они займут своё достойное место в квартире.

Позвольте ребёнку самостоятельно расставьте другие декорации.
Если у вас есть фигурки Снегурочки, Деда Мороза, оленей и другие декоративные новогодние персонажи, спросите у ребёнка, куда бы он хотел поставить их в квартире. Посоветуйтесь с ним, поделитесь вашими идеями и предоставьте ему выбрать окончательное место для них. Он будет чувствовать себя важным участником новогодней подготовки. Гостям, которые будут приходить к вам в дом, подчёркивайте, что это ваш сынок или доченька помогли вам так украсить дом.

Помогите ребёнку подготовить подарки для Нового года. Предложите ребёнку что-то нарисовать, слепить или вырезать для каждого члена семьи. Если ребёнок уже умеет писать, купите ему поздравительные открытки и предложите подписать для родных и помогите в этом. Важно, чтобы ребёнок не только сам ожидал подарки к Новому году, но и учился готовить такие подарки для других. Помогите ребёнку всё это красиво завернуть в подарочную бумагу или упаковать в нарядные пакетики и подписать, а затем положить под ёлочку.
Объясните, что подарочки можно будет всем открыть в новогоднюю ночь. Новогодняя упаковка здесь имеет большое значение, потому что это тоже неотъемлемая часть праздника. Упаковочная бумага и пакетики, на которых нарисованы снеговики, Деды Морозы, ёлочки – всё это создают у ребёнка атмосферу праздника.

Украшайте ёлку вместе с ребенком. Совместное украшение ёлки занимает центральное место в подготовке к Новому Году. Старайтесь делать это всей семьёй. Эти воспоминания останутся в памяти ребёнка на всю жизнь. Совсем маленьким деткам, которым сложно вешать шары на ветки, предложите раскладывать или кидать на ёлку маленький кусочки ваты. Скажите, что это будет как будто снег. Можете покидать на ёлку «снег» вместе. Маленьким детям это очень нравится. Попросите малыша пальчиком показывать место, куда он хочет, чтобы вы повесили шарик.
Детям постарше давайте как можно больше самостоятельности в украшении ёлки. Если им пришли какие-то креативные идеи, постарайтесь поддержать (например, повесить на ёлку конфеты, сушки, положить на ветки какие-то игрушки). Пусть ваша ёлка выглядит несколько необычно, но ребёнку будет приятно, что это была его задумка. Повторяйте периодически «Очень хорошее место ты нашёл этому шарику», «Как замечательно у тебя получается». Огоньки на ёлку повесьте тогда, когда ребёнок этого не видит Когда вы всё настроите и проверите, что огоньки работают, попросите ребёнка сказать, стоя напротив ёлочки «Раз-два-три – ёлочка – гори»! И включите огоньки. Это ребёнку запомниться надолго. Хорошо бы сделать выбор в сторону искусственной ёлочки. Может быть, она и стоит дороже натуральной, но будет служить вам долгие годы. А вашему ребёнку вы можете объяснить, что заботитесь о природе и не хотите, чтобы погибало так много деревьев. Пусть настоящая елочка растёт в лесу и радует зверюшек.

*Одно из самых интересных и привлекательных для ребёнка событий в новогодний праздник – это то, что ночью можно не спать. Такое бывает только раз в году. Обязательно скажите заранее ребёнку о том, что только в новогоднюю ночь деткам можно не спать ночью, и он может пойти спать тогда, когда сам захочет. Но для этого обязательно нужно подремать вечером, чтобы не пропустить всё самое интересное. Сделайте всё возможное, чтобы ребёнок вечером поспал.

 


За праздничным столом, перед боем курантов, предупредите ребёнка о том, что сейчас старый год будет уходить. Помашите рукой, повернувшись в сторону окна, со словами «До свидания, старый год! Спасибо тебе за всё то хорошее, что было с нами! Мы тебе благодарны!». И объясните ребёнку, что сейчас большая стрелочка на циферблате сделает круг, и когда она вернётся на своё место – наступит Новый Год и все будут друг друга поздравлять!


Счастливого Нового года!


Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики и развитие движений пальцев рук посредством использования крупы»

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Известный физиолог Марианелла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Хочется отметить высказывания выдающихся людей:

  • “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И.Кант
  • “...кончики пальцев рук – это второй мозг”. ЙосироЦуцуми
  • “...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”. В. М.Бехтерев
  • “…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук”. Д.Селли
  • “При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”.Н.А.Бернштейн

Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Сегодня мы рассказываем, как можно использовать крупы для развития мелкой моторики в домашних условиях.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.
Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.
Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Пусть вытащит на стол и сложит обратно.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.
Предлагаем несколько игровых упражнений:

  1. Насыпьте в ёмкость гречку, пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Предложите пересыпать гречку из одной ладошки в другую.
  2. Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например из киндера, и предложить отыскать «клад».
  3. Смешайте, например две крупы в одной миске и дать задание ребенку разделить их и разложить по своим тарелочкам.
  4. Насыпьте в мелкую тарелочку, можно использовать небольшой поднос, манку и предложите ребенку что-нибудь нарисовать. Детям очень нравится данное упражнение, их фантазии просто нет предела.
  5. Можно завязать ребенку глаза и предложить на ощупь определить вид крупы.


Играя в эти игры, мы развиваем: мелкую моторику рук, значит, развиваем речь, память, внимание.

Пальчиковая гимнастика.
Игра с горошком.
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
-Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.

Теперь, хотим предложить несколько самых простых примеров использования крупы для творческой деятельности, в результате которой, развивается мелкая моторика рук.


«Рисование крупами»

«Яблочко»
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет. Теперь можно украшать крупами. Можно просто предложить ребенку самому придумать сюжет и воплотить его при помощи пластилина и крупы на лист бумаги.
«Баночка»
Насыпать слоями в баночку разные крупы и украсить баночку. Замечательный подарок маме или близким людям. Так же такая баночка станет прекрасным украшение любой кухни.
«Грибок»
Распечатайте картинку грибочка. Пусть ребенок размажет пластилин и украсит крупами. Получается замечательный грибок, и такая работа очень нравится детям.
«Уточка»
Работа выполняется аналогично грибочку. Мы предложили несколько вариантов, это лишь малая часть того, как можно с пользой занять ребенка.Поверьте, детям очень нравится игры с крупами, нравится делать поделки, используя крупы.

Уважаемые родители, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений рук, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи.
Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Материал подготовили воспитатели: Петрова Елена Анатольевна и Оношина Наталья Юрьевна


Консультация для родителей «Развитие речи ребенка 5-6 лет»

Подготовили воспитатели группы №8: Петрова Елена Анатольевна, Оношина Наталья Юрьевна

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых!

Дети этого возраста любознательны, самостоятельны и активны в освоении социальной и природной деятельности. В связи с этим значительно увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной. Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками. Чтобы научиться говорить - надо говорить.

Расширение словаря происходит одновременно с ознакомлением детей с окружающей действительностью, с формированием отношения к окружающему.

Различают активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это слова, которые ребенок понимает, знает, но не использует. Активный словарь - это слова, которые ребенок не только понимает, но и употребляет в своей речи. Активный словарь пятилетнего ребенка к концу года должен насчитывать 3000 слов. Пассивный словарь обычно больше активного. Вы можете протестировать своего ребенка. Предложите ему пересказать сказку или коротенький текст, рассказать о каком-либо событии, составить рассказ по картинке, а затем проанализировать: как близко к тексту он передал содержание, использовал ли прилагательные, часто ли затруднялся в подборе слов.

Методы и приемы для обогащения словаря детей:

  • дидактические, развивающие, настольные игры;
  • подвижные игры с текстом;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • драматизация сказок;
  • игровые упражнения;
  • чтение художественной литературы;
  • рассказывание сказок с участием детей;
  • заучивание стихотворений;
  • беседы после рассматривания картин, иллюстраций.

Если вы заметили, что у вашего ребенка есть проблемы с речью, как можно быстрее обратитесь за помощью к специалистам. Чем больше времени вы будете уделять ребенку в дошкольном возрасте, тем меньше вам придется помогать ему в школе. Но нужно помнить, что обучение дошкольника - это, прежде всего, игра, интересная и увлекательная. Вы можете проводить речевые игры, которые не требуют дополнительного времени, необходимо только ваше желание.

  • По дороге в детский сад предложите ребенку поделиться наблюдениями, касающимися погоды, подобрать как можно больше слов, описывающих деревья, рассказать, что нового он заметил на улице, в парке и т.д.
  • Дома на кухне спросите ребенка, какие продукты нужны, чтобы сварить борщ, суп, сделать салат, окрошку, какие продукты необходимо купить в магазине, какие приборы-помощники есть у вас на кухне и т.д.

Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов:

  1. Подбираем синонимы. Назовите любое слово (например, «веселый») и спросите ребенка: «Как можно назвать по-другому?» (радостный, в хорошем настроении). Если ребенок затрудняется с ответом, подскажите.
  2. Подбираем антонимы. Назовите слово и попросите сказать противоположное по смыслу. Таким образом тренируйте существительные, прилагательные, глаголы и другие части речи (например, холод – жара, легкий-тяжелый, открыли-закрыли).
  3. Классифицируем предметы по определенным признакам. Попросите перечислить каким бывает, например, шкаф (большой, прямоугольный, деревянный, белый, вместительный, широкий, узкий, зеркальный). Попросите назвать предметы, которые могут быть сладкими (конфета, фрукт, вата, сон). Часто дети 5-6 лет в речи используют обобщающие слова (например, цветок вместо тюльпана), тренируйте ребенка точно определять предмет (например, ель, тополь вместо «дерево»)
  4. «Угадай-ка». Вы называете признаки предмета, а задача ребенка- угадать, что вы загадали. Например, круглый, большой, полосатый, зеленый, съедобный, вкусный – «арбуз»
  5. Упражнения на грамматику (правильное склонение существительных по числам, падежам, сравнение, применение предлогов). Вы говорите: «У меня одно яблоко, а на столе…», ребенок продолжает: «много яблок» — тренируем склонение по числам. Или «вот диван, мы с тобой сидим на… (диване), а сейчас кот подошел к… (дивану)» — тренируем склонение по падежам.
  6. Составь предложение из слов. Попросите ребенка составить предложение из определенных слов. Например, груша, лежать, стол – «груша лежит на столе».
  7. Обогащаем речь с помощью детской литературы, пословиц и поговорок. Пожалуй, одно из самых эффективных средств для развития речи- это чтение литературы, в том числе загадок, потешек, стихов, пословиц и поговорок.
  8. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак.
«Лишнее» слово среди имен прилагательных:
грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый.

9. « Чем отличаются предметы?»

Чашка и стакан
Яблоко и груша
Помидор и тыква
Тарелка и миска
Кофта и свитер

10. «Что общее?»

У двух предметов:
огурец, помидор (овощи);
ромашка, тюльпан (цветы);
слон, собака (животные).
У трех предметов:
мяч, солнце, шар — ...
тарелка, ваза, чашка — ...
лист, трава, крокодил — ...

11. «Подбери словечко»

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

12. «Волшебные очки»

Взрослый говорит: «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, желтым, синим и т.д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красный мяч, красные сапоги, красное платье, красный нос. Красное окно, красная рука и прочие.

Список литературы для детей 5-6 лет

  • читать детям нужно каждый день;
  • если вы собираетесь прочесть детям произведение уже знакомого им автора, необходимо напомнить и о других его книгах:
  1. Николай Носов. Рассказы, «Приключения Незнайки и его друзей» (все части).
  2. Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
    Карика и Вали».
  3. Отфрид Пройслер. «Маленькая колдунья», «Маленькое приведение», «Маленький водяной».
  4. Андрей Усчев. «Умная собачка Соня», «Жили-были ежики», «Школа снеговиков», «Чудеса в Дедморозовке», «33 кота».
  5. Сельма Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
  6. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» все части.
  7. Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лжецов», «Как путешествовал Джованино», «Путешествие голубой стрелы».
  8. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон» (3 части), «Приключения Эмиля из Леннеберги», «Эмиль и малышка Ида», «Пеппи Длинныйчулок».
  9. Алан Милн. «Вини-Пух и все-все-все» (все части).
  10. Эдуард Успенский «Трое из Простоквашино» (старые истории), «Чебурашка и Крокодил Гена» (старые истории), «Следствие ведут колобки» и т.д.
  11. Ян-Олав Экхольм «Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг четырнадчатый и другие».
  12. Юрий Дружков «Приключения Карандаша и Самоделкина».
  13. Анне-Катрине Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик», «Маленький подарок Антона».
  14. Григорий Остер. «38 попугаев», «Вредные советы».
  15. Лаймен Баум. «Волшебник страны Оз».
  16. Алексей Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино».
  17. Карло Коллоди. «Приключения Пиноккио».
  18. Диана Сабитова. «Мышь Гликерия. Цветные и полосатые дни».
  19. Туве Янсон. Все о Муми-троллях.
  20. Дмитрий Емец «Приключения домовят».
  21. Сергей Михалков «Праздник непослушания».

Родители:

  • Верьте в силы ребенка!
  • Обучайте в игре!
  • Умейте выслушать ребенка.
  • Следите за звукопроизношением ребенка в бытовой речи, ненавязчиво поправляя его. Лишь постоянное наблюдение за речью ребенка способствует успешной и быстрой автоматизации звуков.
  • Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

  • посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.);
  • в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д.
  • обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.);
  • привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину и т.д.);

И самое главное – как можно чаще хвалите вашего ребенка, даже за небольшие успехи!


Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»

Подготовили воспитатели: Петрова Е.А., Оношина Н.Ю.

Нетрадиционные техники рисованияДети, наблюдая за окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности.

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.

Подробнее: Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования»


Консультация для родителей "Вместе обогащаем словарь детей"

Подготовили воспитатели: Петрова Елена Анатольевна, Оношина Наталья Юрьевна

Главная задача в дошкольном образовании – научить детей связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Бытовой словарь детей в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью: целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве; не зная названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена-дом) или действия; они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает-пишет).

В словаре мало обобщающих понятий: почти нет антонимов, мало синонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий.

Подробнее: Консультация для родителей "Вместе обогащаем словарь детей"


Десять заповедей родителей

  1. ...Не жди, что твой ребёнок будет таким как ты. Или таким как ты хочешь. Помоги ему стать самим не тобой, а собой.
  2. ...Не думай, что ребёнок твой: он Божий.
  3. ...Не требуй от ребёнка платы за всё, что для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему: это необратимый закон благодарности.
  4. ...Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдёт.
  5. ...Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжелее не меньше, чем твоя тебе. А может и больше. Потому что у него нет ещё привычки.
  6. ...Не унижай!!!
  7. ...Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребёнка, мучь - если можешь и не делаешь.
  8. ...Помни - для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.
  9. ...Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
  10. ...Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общайся с ним, радуйся, потому что ребёнок - это праздник, который пока с тобой.

«Невербальное средство общения». «Визуальный контакт». Рекомендации для педагогов и родителей МБДОУ

Разработала воспитатель: Бутолина Юлия Николаевна

Введение

Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Существуют две проблемы понимания невербального общения:

  • во-первых, при языковом и речевом общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном уровнях — это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления и ставит вопрос об оправданности использования понятия «общение». Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о невербальной коммуникации, другое понятие «невербальное поведение», понимая его как поведение индивида, несущее в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом или нет;
  • во-вторых, во многих научных работах существует путаница в понятиях «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», чаще всего использующихся как синонимы. Однако важно разделять эти понятия и уточнить контекст. По определению, предложенному В. А. Лабунской, «невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Поэтому понятие «невербальное общение» является более широким, чем понятие «невербальная коммуникация».

Подробнее: «Невербальное средство общения». «Визуальный контакт». Рекомендации для педагогов и родителей МБДОУ