Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики и развитие движений пальцев рук посредством использования крупы»

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Известный физиолог Марианелла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев.
Хочется отметить высказывания выдающихся людей:

  • “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И.Кант
  • “...кончики пальцев рук – это второй мозг”. ЙосироЦуцуми
  • “...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”. В. М.Бехтерев
  • “…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук”. Д.Селли
  • “При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”.Н.А.Бернштейн

Исторические исследования дают понять: развитие функции руки и речи шло одновременно, ведь первой формой общения первобытных людей были именно жесты. Можно говорить о том, что ход развития речи ребенка аналогичен: сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, а все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев рук.
Сегодня мы рассказываем, как можно использовать крупы для развития мелкой моторики в домашних условиях.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком.
Первое что надо сделать – познакомить ребенка с крупами. Для этого можно взять несколько небольших емкостей – и насыпать в каждую – какую-то крупу. Для этого подойдут любые крупы, которые есть в доме: фасоль, горох, греча, пшено, манка.
Познакомьте ребенка с крупами, дайте ребенку потрогать фасоль, горох, гречку, поиграть с ней. Пусть вытащит на стол и сложит обратно.
Играя с крупами, мы делаем пальчики ребенка более чувствительными и ловкими. Ведь взять в руки крупинку – очень сложно для ребенка.
Предлагаем несколько игровых упражнений:

  1. Насыпьте в ёмкость гречку, пусть ребенок опустит в нее свои ручки и пальчиками перетирает крупинки, зажимает поочередно в кулачки. Отличный массаж пальчиков. Предложите пересыпать гречку из одной ладошки в другую.
  2. Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, например из киндера, и предложить отыскать «клад».
  3. Смешайте, например две крупы в одной миске и дать задание ребенку разделить их и разложить по своим тарелочкам.
  4. Насыпьте в мелкую тарелочку, можно использовать небольшой поднос, манку и предложите ребенку что-нибудь нарисовать. Детям очень нравится данное упражнение, их фантазии просто нет предела.
  5. Можно завязать ребенку глаза и предложить на ощупь определить вид крупы.


Играя в эти игры, мы развиваем: мелкую моторику рук, значит, развиваем речь, память, внимание.

Пальчиковая гимнастика.
Игра с горошком.
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
-Пальчик, пальчик, мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.

Теперь, хотим предложить несколько самых простых примеров использования крупы для творческой деятельности, в результате которой, развивается мелкая моторика рук.


«Рисование крупами»

«Яблочко»
Вырезать круг из картона, приклеить трафарет яблочка. Размазать пластилин, снять трафарет. Теперь можно украшать крупами. Можно просто предложить ребенку самому придумать сюжет и воплотить его при помощи пластилина и крупы на лист бумаги.
«Баночка»
Насыпать слоями в баночку разные крупы и украсить баночку. Замечательный подарок маме или близким людям. Так же такая баночка станет прекрасным украшение любой кухни.
«Грибок»
Распечатайте картинку грибочка. Пусть ребенок размажет пластилин и украсит крупами. Получается замечательный грибок, и такая работа очень нравится детям.
«Уточка»
Работа выполняется аналогично грибочку. Мы предложили несколько вариантов, это лишь малая часть того, как можно с пользой занять ребенка.Поверьте, детям очень нравится игры с крупами, нравится делать поделки, используя крупы.

Уважаемые родители, уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений рук, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи.
Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Материал подготовили воспитатели: Петрова Елена Анатольевна и Оношина Наталья Юрьевна