«К чтению через игры со звуками»

Для родителей и педагогов.

Семинар-практикум для родителей

Составили: Петрова Е.А., Оношина Н.Ю.

В конце ноября 2017  года, воспитателями группы №8  - Петровой Е. А. и Оношиной Н.Ю., был проведён  семинар – практикум с родителями подготовительной группы  № 8 «Радуга» на тему: «К чтению через игры со звуками».

Основная цель мероприятия – это нацелить родителей на необходимость развития у ребенка чувственного опыта. Раскрыли направления работы от игр со звуками к буквам. Отметили, что следует выбирать для ребёнка наиболее мягкий естественный путь в письменность — через игры со звуками (с целью успешного овладения грамотой).

Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв так же опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без основ чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.

 

Родители с большим желанием играли в звуковые игры, «пропускали их через себя», чтобы легко и радостно было играть в них со своими детьми. Так были проведены следующие игры:

Игра «Поймай звук»

Вот загадка о снеге: На всех садится,

                                   Никого не боится.

Какой первый звук в слове снег! Да, звук [с]. Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:

C, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с;

 са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы;

мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).

Игра «Начало, середина, конец»

Произнесите, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук [с]: Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

Игра «Ушки на макушке»

 Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:

сыр, сыр, сыр ... сор, сыр, сыр;

шар, шар, ... жар, шар, шар;

стол, стол ... стул, стол, стол;

рад, рад ... ряд, рад, рад;

мак, мак ... лак, мак, мак.

Игра «Верни шалунишку»

Воспитатель: Вот загадка про морковь:

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

 

Какой первый звук в слове морковь! (Звук [м].)

Пока я шла к вам, из моих слов убежал звук [м]. Верните его в начало слова:  -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

Игра «Теория о звуках»

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить.)

На какие две группы делятся звуки? (На гласные и согласные звуки.)

Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть звуков — [и], [э], [а], [о], [у], [ы].)

Почему одни звуки называются гласными, другие согласными! В чем главное их отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; в слогообразующей функции гласных.)

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие.)

Давайте поиграем в игры, помогающие различать твердые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.

Игра «Подарки Тиму и Тому»

Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том — на твердый согласный звук.

 Подарим игрушки Тиму и Тому. Те игрушки, названия которых начинаются с мягкого согласного звука, подарим Тиму, а те, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука - Тому. Том получит куклу, шар, а Тим – мяч, мишку.

Игра «Сломался телевизор»

У нашего телевизора отключился звук. Помогите озвучить картинку.

«Магазин»

Родителям раздают игрушки. Воспитатель. Надо купить игрушку, «заплатив» за нее первым звуком слова. Родитель. Я хочу купить машинку. Воспитатель. Платите деньги. Родитель. Вот вам звук [м]. Воспитатель. Продано.

Игра «Накормим Карлсона»

Воспитатель.  К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п'];

Игра «Цепочка слов»

Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова. Слон—нос—стол...

Игра «Собери слово»

Воспитатель  произносит слово по звукам: [н], [о], [с]; родители его «собирают»: нос. (Слова: дом, кот, сыр, суп, куст и др.)

Игра «Разложи слово на звуки»

Каждому родителю раздают по две предметные картинки. Одни «раскладывают» слово на звуки, остальные «собирают» слово. Картинки: шар, душ, кот, кит, шарф, дым.

Игра  «Дом звуков»

Воспитатель. Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребенком анализировать слова:

— сначала нужно брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, ю, я, ь;

— выделяя последовательно звуки в слове, научите ребенка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

с с с с о н — первый звук                       [с] □

с о о о о н — второй звук                       [о] □ □

с о н н н н — третий звук                       [н] □ □ □

«Техника безопасности» при произнесении букв»

Воспитатель.  Показывая детям буквы, называйте твердый вариант согласного звука: не «кэ», не «ка», а «к» (кратко). Знакомьте сразу не со всеми буквами и в такой последовательности: А, О, У, Ы, И, Н, Т, С, К, П, Р, Л, В...

«Закон чтения и письма»

Воспитатель объясняет «закон чтения и письма» на парах слов: мал—мял, нос—нес, лук—люк, сер— сэр, был-бил. Затем чертит таблицу гласных I и II ряда.

а

о

у

э

ы

я

ё

ю

е

и

Показывает, как читать слоги и слова с гласными I и II ряда. Объясняет порядок введения новых слов для чтения и печатания: вначале ребенок должен учиться читать слоги и слова с гласными I ряда, затем с гласной и, потом с буквами я, е, ю, ё.

   

По завершению семинара воспитатели  нацелили родителей:

«Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И самое важное — совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка».                            Желаем Успеха!

               


«Читаем вместе с детьми»

Работа выполнена Павловой Л. А, Лобачёвой Л. Ф.

 Родителям нужно создать такую атмосферу, чтобы общение с книгой у ребёнка вызывало  только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

  1. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей и видеозаписей сказок и рассказов.
  2. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. Если члены семьи не читают, а проводят  время перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребёнок заинтересуется этим видом деятельности.
  4. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
  5. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
  6. Покупайте журналы для ребёнка  с учётом его интересов.
  7. Пусть ребёнок читает вслух вам или кому-нибудь из домашних.
  8. Поощряйте чтение.
  9. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
  10. В доме должна обязательно быть детская библиотечка. В ней должны быть разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
  11. Не спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
  12. Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
  13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.  
  14. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
  15. По чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
  16. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
  17. Читайте по очереди: по одной страничке или отрывку.
  18. Можно начать читать интересную книгу, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребёнку прочитать дальше.
  19. Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  20. Чаще устраивайте семейные чтения. Пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. После чтения  надо обязательно поговорить с ребёнком о произведение. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств.

Можно спросить:

- Понравился ли  рассказ, сказка, или нет, почему?

- Кто из героев понравился (не понравился), почему?

- Какие действия героя понравились (не понравились), почему?

- Как бы в этом случае поступил ты?

Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Именно в младшем школьном возрасте идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний.

Помните слова В. А. Сухомлинского « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».

Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ребёнок  будет уметь слушать и любить читать книжки. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!


Мастер – класс «Рукавички здоровья»

Составили: Воспитатели Е.С. Калугина, Л.Ф. Пономарева

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей с помощью нетрадиционного оборудования.
Задачи:
1. Повысить педагогическую культуру педагогов в области укрепления здоровья детей.
2. Познакомить педагогов с новыми способами и методами сохранения и укрепления здоровья детей.

Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач, которая стоит перед нами. Существует много методов и приемов по укреплению здоровья детей.

Мы всегда стараемся находить и изготавливать что-то необычное, новое, тем самым привлекая и вызывая интерес детей, прежде всего к своему здоровью. Сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на игровом массаже, с применением нетрадиционного оборудования «Рукавички здоровья».

«Рукавичками здоровья» назвали обычные рукавички, перчатки, на которых нашиты разные бусинки, пуговки круглой формы.

Надеваем наш «массажер» на руку и приступаем! Можно массажировать руки, ножки, стопы, спинки друг другу, животик. Разнообразные поглаживания, легкие постукивания, пощипывание очень нравится деткам.

Рукавички здоровья

«Рукавички здоровья» можно использовать для игрового массажа с целью:
Рукавички здоровья

  • закаливания и оздоровления;
  • для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям;
  • для снятия мышечного напряжения;
  • снятия усталости.

Игровой массаж (самомассаж) положительно влияет на развитие речи, так как дети вместе с педагогами проговаривают стишки, также улучшает эмоциональное состояние ребенка.

Для изготовления «Рукавичек здоровья» Вам понадобится:

  • рукавичка или перчатка;
  • бусинки или пуговки;
  • нитки с иголкой.

Массаж оказывает позитивное влияние на рост и развитие детского организма, снимают усталость, улучшают циркуляцию крови, успокаивают нервную систему дошкольников. Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка. Изготовив рукавички (перчатки) мы не только сможем укреплять здоровье наших детей, но и сможем пополнить наши физкультурные уголки.

Практическая часть. Массаж «Здоровая спина».

 

Твоя спина – вот это пруд, 
(гладить ладошкой спину)
По ней кораблики плывут 
(гладить спину волнами)

Твоя спина, ну как лужок,
А сверху падает снежок 
(играем пальчиками на спине)

Твоя спина, ну как тетрадь,
В тетради можно рисовать 
(делать рисунки на спине)

Твоя спина, ну как окно,
Его помыть пора давно 
(круговые движения)

Твоя спина, ну как дорожка
А по дорожке ходят кошки 
(пальчиками побегать по спине)

«Рукавички здоровья»

 


Рекомендации для родителей "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"

Работа выполнена Павловой Л. А, Лобачёвой Л. Ф.

Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста.

Правильная осанка и, как следствие, здоровый позвоночник – это основа здоровья всего организма человека в целом. Поэтому каждый родитель должен задать цель научить своего ребенка с самого раннего детства правильной осанке, так как здоровый позвоночник станет залогом долгой и счастливой жизни нового человека.

Чтобы ваш ребенок в будущем не испытывал проблем, необходимо научить его заботиться о своей спине.

Сделать это несложно, если следующие правила станут постоянными спутниками вашей жизни. Это самая традиционная профилактика, но ей нужно заниматься постоянно.

  1. Залогом здорового позвоночника станет постоянная физическая нагрузка. Это ежедневная гимнастика и умеренные физические упражнения, которые направлены на укрепление мышц спины. Мышцы поддерживают позвонки и позвоночные диски, поэтому именно они играют ведущую роль при укреплении позвоночника.
  2. Сделайте дома «Стену осанки» и периодически в игровой форме побуждайте ребенка проверять на ней свою осанку. Помимо этого напоминайте о соблюдении правильного положения спины при разных положениях тела. Нормальной осанкой считается прямое положение спины и головы, симметричное положение лопаток, надплечниц, ягодиц, одинаковая длина конечностей.
  3. Ребенка трудно заставить постоянно контролировать себя и держать осанку, поэтому используйте игры, в которых заданием является соблюдение правильного положения спины.
  4. Сон вашего ребенка должен быть качественным и здоровым, а кровать должна способствовать формированию правильной осанки. Неправильное сутулое положение тела во время сна может отрицательно сказаться на здоровье позвоночника малыша, поэтому выбирайте жесткий матрац из натуральных материалов.
  5. Дополнительной лишней нагрузкой на внутренние органы и позвоночник является лишний вес. Поэтому если у вас имеются сомнения в весе вашего ребенка, обратитесь к педиатру.
  6. Больше гуляйте вместе на свежем воздухе! Движение и свежий воздух творят чудеса! Здоровья вам и вашему малышу!

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Подготовили воспитатели группы №8: Петрова Елена Анатольевна, Оношина Наталья Юрьевна

Подготовка ребенка к школе это очень тяжелая и ответственная работа, к выполнению которой следует подойти очень серьезно каждому родителю, а особенно родителям первоклассников. Во время подготовки взрослым придется решить немало вопросов и много чему научить своего ребенка.

 

ПОЗНАКОМЬТЕ РЕБЕНКА С ПРАВИЛАМИ КОЛЛЕКТИВА!

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Если вы хотите чтобы ваш ребенок быстро освоился на новом месте, обзавелся большим количеством друзей и не нажил себе с первых дней врагов, постарайтесь привить ему чувство коллективизма.

ПРИУЧИТЕ РЕБЕНКУ К «ШКОЛЬНОМУ» РЕЖИМУ!

Довольно часто родителям, которые не подумали о своевременной смене режима дня, с первого школьного дня приходится нелегко: ребенок отказывается вставать рано утром, он чувствует себя уставшим и разбитым к середине дня. Если вы не желаете подобных проблем, оказывающих негативное влияние на вашу и детскую нервную систему, задолго до школы начинайте приучаться ложиться спать в 9 часов вечера, чтобы было легко встать в 7 часов утра.

ГЛАВНОЕ ПРАВИЛЬНЫЙ НАСТРОЙ!

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Главная ошибка, которую совершают родители, перед тем как отправить ребенка в первый класс – рассказывают ему как в школе интересно и увлекательно. Каждый ребенок – особая личность, со своими понятиями «интересно», и если ему так не покажется, он может полностью потерять интерес к обучению и исправить подобную ситуацию будет довольно проблематично. Рассказывайте о школе правду, вспомните свои школьные годы. Объясните, для чего нужны школы, почему важно хорошо учиться. Если вы все сделаете правильно, то у ребенка возникнет желание учиться и учиться хорошо.

ПОЗНАКОМЬТЕ РЕБЕНКА С ЕГО БУДУЩЕЙ ШКОЛОЙ И ПЕРВЫМ УЧИТЕЛЕМ!

Если вы уже знаете свою школу и знаете уже свою первую учительницу, пора познакомить и вашего ребенка с ними. Отправьтесь вместе в школу, походите по ее коридорам, расскажите ребенку, что и где в этой школе находится. Напоследок познакомьте малыша с человеком, который будет его обучать в первые несколько лет. Обратите внимание на поведение ребенка, если ему не понравится учитель, следует отнестись к этому серьезно, сменить класс или даже школу.

ПРОВЕРКА У ВРАЧА

За месяц до начала учебы в обязательном порядке следует отправиться к врачу, сделать все необходимые анализы и обследования. Бывают случаи, когда после таких процедур врачи рекомендуют отказаться от начала обучения в текущем году. Отнеситесь к этому ответственно, лучше в текущий год подлечитесь дома. Помните шутить со здоровьем нельзя особенно с детским.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Больше читайте. Приобретайте интересные и познавательные книги и читайте их детям. После того как книга или какая-то ее часть была прочитана не поленитесь ответить на вопросы, которые могли возникнуть у ребенка, обсудите с ним прочитанное, попросите его примерить рассмотренную ситуацию на себе и объяснить как бы он себя повел. Подбирайте литературу соответственно возрасту ребенка, так как слишком сложные произведения он еще не сможет понять, и их ему даже будет не интересно слушать. Просите ребенка пересказывать рассказанные вам сказки и прочитанные книги. Таким образом, будет развиваться речь ребёнка, он будет пополнять свой словарный запас и т. д.

Больше разговаривайте. Если вы куда-нибудь идете или едете, старайтесь вовлечь ребенка в разговор. Обсудите с ним погоду, окружающую местность, попросите его рассказать стишок и т.д. По возможности старайтесь объяснять ребенку непонятные для него слова.

Играйте в игры. Играйте в игры голосовые типа «Города», «Съедобное - несъедобное», учите ребенка сравнивать вещи, преувеличивать и приуменьшать. Научите ребенка в игровой форме ориентироваться в пространстве (влево, вправо, назад, вперед).

Тренируйте память. Тренировать память помогает разучивание стихотворений и песенок. Такой навык очень сильно облегчит вам разучивание стихов школьной программы. Старайтесь сейчас выбирать легкие, интересные произведения с простыми рифмами и понятными словами.

Развиваем моторику. Развивать мелкую моторику рук необходимо для того чтобы в школе ребенку было легче научиться писать и делать это красиво. Прекрасным способом развития моторики рук и дошкольников является игра с конструктором. Родители та же могут приобрести специальные тетради и совершать первые попытки письма – рисование по клеточкам, последовательное соединение цифр в рисунок, рисование по пунктиру и т.д..

Родителям подготовка ребенка к школе может даваться нелегко, им может катастрофически не хватать времени на проведение занятий, но со всем этим нужно как-то справиться, если вы хотите чтобы каждый поход в школу для вашего ребёнка был праздником, а не наказанием.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Желаем удачи!


ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ

Воспитатели группы №10 Пикулева Е.В., Швецова А.Ю.

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙСовременные условия жизни, к сожалению, не позволяют родителям уделять достаточно времени своим детям. Быстрый темп жизни, нехватка свободного времени отдаляют родителей от детей. Учитывая этот момент, мы предлагаем вам несколько вариантов игр, которые помогут вам провести несколько удивительных минут рядом с вашим малышом.

«Дорожки».
Предложите малышу выбрать дорожку, по которой вы пойдёте домой. Сегодня вы пойдёте по длинной и узкой дорожке или по короткой и широкой? Пусть малыш сам выбирает и ведёт вас, ваша задача проговаривать, по какой дорожке вы шагаете. «Маленькие ножки идут по узенькой дорожке», или «А большие ноги идут по широкой дороге».

«Ниже-выше».
Игра направлена на формирование у ребенка представлений о величине предметов. Например: «Покажи мне самый высокий дом, а теперь покажи дом, который ниже». Можно выбрать любые другие предметы — деревья, скамейки, кусты, заборы и т. д.

«Бывает–не бывает».
Предложите ребенку подтвердить правильность высказывания словами «бывает» или «не бывает». Летом падает снег. Человек выше собаки. Воробей – это не птица. Кошка умеет летать. Игра развивает слуховое внимание, которое необходимо каждому ребенку для успешного обучения.

«Забавные фигурки».
Особенно хорошо данные игры проводить зимой, когда есть снег из которого можно лепить снежки или снежную бабу. Снежки и комочки можно лепить разных размеров: от самых маленьких до самых больших, какие только получатся.

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ ДОМОЙ«Посчитаем вместе»
Вы можете вместе с ребенком посчитать машины, дома, деревья. Можно считать вместе, можно предложить ребенку самостоятельно посчитать, можно считать по очереди. Главное, чтобы это было весело и интересно.

«Отгадай слово».
Предложите малышу отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д.) Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить малышу по дороге в детский сад и домой. Но нам очень хотелось, чтобы они вам помогли стать ближе с вашим ребенком и дали возможность получать удовольствие от общения с ним.


Консультация для родителей "Особенности развития памяти дошкольников"

Воспитатели группы №6 Пермякова Екатерина Михайловна, Бутолина Юлия Николаевна

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Роль развития памяти у ребенка огромна.

Усвоение знаний об окружающем мире, о правилах норм поведения, приобретение разных навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Основы развития памяти начинается еще в дошкольном обучении. Систематическое целенаправленное овладение знаниями и навыками, предусмотренными программой, предполагает определенный уровень развития детей, в том числе произвольной и не произвольной памяти.

Воспитание памяти ребенка зависит от многих вопросов. Как запоминают дети ? От чего зависит непроизвольная и произвольная память? Каковы пути развития логической памяти?

В дошкольном возрасте происходит существенные изменения в памяти детей. Расширение кругозора, стремительное овладение знаниями, умениями, навыками говорит о количественных изменениях в памяти ребенка.

Память, как известно, заключается в запоминании, узнавании различного материала. Ребенок с легкостью рассказывает выученное стихотворение, пользуется в игре усвоенными правилами, запоминает показанные ему движения, всё это он запомнил.

Важнейшей задачей является обеспечения такой степени усвоения знаний, при которой ребенок легко может пользоваться ими.

Непроизвольная память- это запоминание материала без постановки цели, без специальных, направленных на это усилий.

Что же запоминается непроизвольно? Яркие, красочные, новые предметы, которые привлекают к себе внимание и могут непроизвольно запечатлевается в мозгу ребенка.

Непроизвольно может запечатлеется то, что многократно повторяется: ребенок запоминает дорогу в детский сад, запоминает расположение игрушек, убирать которые его приучили взрослые.

Для развития непроизвольного запоминания, большое значение имеет воспроизведение детьми литературных произведений. Ребенок сопереживает с героем, сочувствует ему, хочет помочь, ставит себя на его место. Большое место в жизни дошкольника имеет картинка. Картинки помогают закрепить запоминание об уже известных предметах, расширяют их кругозор, знакомя их с всё новыми и новыми предметами и явлениями окружающей действительности.

Картинка - важное средство развития речи, мышления, памяти, воображения. Определенный уровень развития непроизвольной памяти необходим для последующего развития произвольной памяти детей.

Произвольная память – это особая деятельность, направленная на запоминание какого – либо материала, где используется разные приемы и способы запоминания. Здесь ставится цель запомнить – вспомнить.

Жизнь постоянно требует от ребенка имеющих знаний, которые он получил раньше. В своей игровой, практической деятельности ребенка он должен опираться на ранее усвоенные способы поведения способы действия с предметами, он должен пользоваться знаниями и умениями, приобретенными на занятиях и в повседневной жизни.

Для развития памяти детей способствуют такие игры, как «Какой предмет загадали?», «Посмотри и запомни», «Угадай что спрятали?», «Черное и белое», «Что я видел?» и многие другие.

Важным и простым примером, которым овладевают дошкольники, является повторение материала в измененном виде, неоднократные повторения.

Повторение необходимо для того, чтобы материал был выучен и сохранен в памяти, не был забыт. Таким образом, память у детей полностью раскрывается в процессе целенаправленного обучения.


Рекомендации родителям подготовительной группы

 Воспитатели группы № 6

Пермякова Екатерина Михайловна
Бутолина Юлия Николаевна I категория.

1. Развивать умение правильно слышать и выделять звуки речи.

Задания:

  • Определи место заданного звука в слове(в начале, в середине или в конце). (Например: Где в слове ЛЕС ты слышишь звук [С] в начале, в сер. Или в конце слова?). 
  • Определи с какого звука начинается слово , заканчивается слово. (Игра «Цепочка»)
  • Находить слова в которых нет заданного звука ( в каких словах нет звука [С]? самолет, автобус, шарик, и т.д)
  • Учить детей делить слово на слоги. (Метод «Поднесение руки к подбородку»)
  • Различать гласные и согласные звуки. ([а], [у],[и], и др. гласные, [с],[п],[б], и др. согласные)
  • Различать твердые и мягкие согласные ( мак- звук [м] твердый, мел-звук [мь], мягкий).
  • Устанавливать последовательность звуков в слове ( Какой первый звук, второй, третий в слове МАК, каждый звук спрашивать последовательно)

2. Рекомендации по развитию речи.

  • Учить определять количество и последовательность слов в предложении( сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? И т.д.)
  • Составлять рассказы, предложения по сюжетным картинкам.
  • Пересказывать тексты.
  • Рассказывать сказки( предлагаете начало, пусть ребенок закончит)

  • Чтение детям и беседа по прочитанному. ( О чем прочитали? Что понравилось? Почему? Как бы вы поступили на месте героя?
  • Ребенок должен знать: Имя, фамилию, адрес( село, улица, дом), имена, отчества родителей, где работают, кем, знать последовательность времен года, дни недели( каждый день обсуждать- какой день недели, число и т.д).

3. В первом классе ребенку нужно будет осваивать письмо. Чтобы ему было легче, нужно развивать мелкую моторику: месить тесто, лепить из пластилина, игры с бусинками, мозайкой, завязывать узелки, бантики, шнуровать, заводить будильник, заводные игрушки, штриховать, рисовать, дошкольные прописи, резать ножницами, пальчиковые гимнастики, рисовать узоры по клеточкам, и др.

4. И наконец вопрос – обучение чтению. Очень важный вопрос:

  • Приступать к обучению чтению в том случае, если устная речь ребенка развита достаточно.
  • Читаемое должно быть доступно ребенку.
  • Называть буквы звуками, т.е П, а не Пе, М, а не Ме и т.д. Учим читать слог слитно а не отдельными буквами. ММММ-тянет, потом плавно добавляет а, получается слог МА, не разрывая слоговой дорожки)
  • Не надо увлекаться механическим соединением букв в один слог (например М и А , как будет вместе?)
  • Не допускать чтение слогов побуквенно , так как дети потом долго не могут овладеть послоговым чтением.
  • Прочтение слогов из трех букв предлагать только в том случае, если ребенок хорошо владеет чтением слогов из двух букв.
  • Надо учить ребенка выкладывать слоги и слова из разрезной азбуки.

Удачи!!!


Рекомендации для родителей. Режим дня дошкольника в выходные и праздничные дни.

Уважаемые родители, большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома в выходные дни. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий очень важно для дошкольника.

Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приёма пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

Бодрое, жизнерадостное и в тоже время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе: они становятся вялыми, ил наоборот, возбуждёнными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Одним из немало важных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим дня. В детском саду всё подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Правильный приём пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Поведение ребёнка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье и обычные атак же в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима детского сада.

Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй и третий день недели. Необходима серьёзная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

Уважаемые родители, помните, что правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием является залогом нормального роста и развития ребёнка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Вам родителям остаётся следить за тем, чтобы и дома в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребёнка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять – это важно для развития нормального, гармоничного развития вашего ребёнка.

Если ваш ребёнок не ходит в детский садик и остаётся дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе. График для ребёнка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребёнку полезно играть в активные развивающие игры. А после обеда мы рекомендуем вам почитать, посмотреть мультфильмы или детские передачи. Вечернее время лучше всего отвести для общения ребёнка с родителями: в этом возрасте потребность ребёнка в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют вашего ребёнка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.