Консультацию подготовили воспитатели средней группы № 10
Пикулева Е.В.,Швецова А.Ю.
Под закаливанием принято понимать воспитание наибольшей устойчивости, приспособляемости организма к различным факторам среды.
В процессе закаливания вырабатываются защитные реакции в ответ на климатические изменения. Использование отдельных средств закаливания повышает общую способность организма реагировать на любые неблагоприятные раздражители. Ребёнок становится менее подверженным любым заболеваниям и легче справляется с ними, происходит лучшее развитие организма.
Природными факторами закаливания являются воздух, вода и солнечная радиация. Самое мягкое воздействие на организм оказывают воздушные процедуры. Влияние воздуха на организм зависит и от его физических качеств: температуры, теплопроводности, влажности, давления, скорости движения и т. п. Более сильным является закаливание водой. Принцип постепенности при использовании этого средства должен выдерживаться особенно тщательно. Закаливание солнцем – эффективный способ оздоровления и полноценного роста и развития, но использовать солнечные лучи нужно осторожно и умеренно, так как они оказывают очень сильное воздействие.
Физиологические механизмы закаливания действуют наиболее эффективно в связи с определёнными, постепенно меняющимися раздражителями. Прекращение закаливающих процедур быстро приводит к утрате защитных свойств организма.
При организации закаливания необходимо соблюдать следующие требования:
При проведении всех закаливающих процедур воспитатель совместно с медицинскими работниками осуществляет врачебно-педагогический контроль, учёт состояния здоровья, индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
Закаливание – ведущий метод повышения неспецифической сопротивляемости детского организма к целому ряду неблагоприятных факторов. Прекращение его ведёт к быстрому угасанию выработанных рефлексов:
В детском саду целесообразно проводить закаливание через контрастное обливание ножек: ставят два таза. В одном тазу вода должна быть горячей 38-40 градусов, а в другом при первой процедуре – на 3-4 градуса ниже. Ребёнку сначала обливают ножки горячей водой, а затем - прохладной водой на 5-20 секунд. Так можно менять горячие и прохладные ножные ванны 3-6 раз. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазу снижают на 1 градус, доводя до 17-12 градусов. У ослабленных детей процедуру нужно заканчивать обливанием горячей водой, а у крепких и здоровых – прохладной. Придумайте детям свою сказку или забавную историю, чтобы проводить контрастные процедуры в виде игры или спектакля.
Температура воды:
Авторы: воспитатели группы №8 Оношина Наталья Юрьевна, Петрова Елена Анатольевна
«Есть у нас значок такой,
Фликер называется,
Но значок он не простой-
Световозвращающий».
В начале октября 2017 г., в группе №8 МБДОУ «Детский сад №295» г. Перми, прошёл мастер - класс по изготовлению фликеров. Ребята вместе с учащимися 2 «В» класса гимназии №7, используя отражающую ленту, бумагу, ножницы и клей изготовили самодельные фликеры – световозвращатели, которые помогают водителям заметить пешехода на дороге в темное время суток.
Светоотражатель – вещь, которая поможет избежать ДТП. Его довольно легко использовать: необходимо лишь закрепить его на одежде или же вещах ребенка. Департамент МВД РФ настоятельно рекомендует использовать светоотражатели ежедневно при выходе на улицы города, чтобы максимально обеспечить безопасность себе и своим детям. Фликер – очень простое устройство, но, несмотря на это, оно отлично справляется со своей работой – уберегает от аварийных происшествий. Суть фликера заключается в том, что водитель замечает ребенка с 200-400 метров, а не с 30 метров, благодаря микропризматической поверхности устройства. Таким образом, водитель имеет больше времени на предотвращение аварийной ситуации, если такая возникает.
Фликеры бывают самых разных форм, размеров и цветов, с разнообразными рисунками.
А можно изготовить фликеры своими руками!
Сначала учащиеся гимназии напомнили ребятам о правилах дорожного движения, о безопасном маршруте «дом - школа - дом», о пешеходных переходах и правилах пересечения проезжей части дороги. После того, как ребята обсудили роль световозвращающих элементов на одежде, им предложили сделать такие «фликеры» своими руками.
Дети творчески и с радостью подошли к выполнению задания.
Фликеры в руках у нас,
Изготовили сейчас.
Стали мы заметней враз,
Ты, водитель, сбавь-ка газ!
Такой фликер, изготовленный своими руками, ребёнок с удовольствием будет носить на куртке или рюкзаке.
Если вышел в путь,
Ты про фликер не забудь!
Ты его с собой бери,
Пригодится он в пути.
Фликер светится, играя,
Виден я издалека.
Вот машина грузовая
Водитель тормозит слегка!
Дети 7 лет – это ребята, которые находятся в старшем дошкольном или в младшем школьном возрасте. Это значит, что в их психологии и физиологии обязательно в скором времени произойдут изменения. Многим родителям характеристика возрастных особенностей детей 6-7 лет покажется удивительной, но это не значит, что это плохо. Просто будьте готовы к тому, что ребенок переходит на новый этап в своем развитии.
Этот возраст характеризуется тем, что малыш активен, открыт всему новому и оптимистично настроен к жизни в обществе. Он старается узнать все больше и больше информации, подружиться со всеми окружающими людьми. Параллельно с этим он овладевает навыками коммуникации, которые будут необходимы ему в школе.
Кроме того, возрастные особенности ребенка 6-7 лет бывают и физиологические. Они не менее важны, чем психологические.
Физиология – это изменение в строении организма во время взросления человека. У ребенка 6-7 лет можно выделить такие особенности:
Взрослые и дети должны все время взаимодействовать. Родители должны принимать активное участие в развитии ребенка. Следите за состоянием здоровья и поведением малыша, чтобы вовремя заметить возможные нарушения. Заботливые и внимательные родители обычно предотвращают всевозможные проблемы, а если этого сделать не удается, заболевания быстро вылечиваются.
Не пренебрегайте также и словами ребенка. Если он хочет вам что-то сказать, выслушайте его. Часто дети сами сообщают, что они чувствуют дискомфорт. Эта информация помогает быстро устранить проблему из жизни семьи. Своевременно водите ребенка к доктору на осмотр, это является хорошей профилактикой всевозможных болезней.
Дети 6-7 лет активно познают окружающий мир. Обычно в поведении малыша такого возраста можно заметить некоторые особенности:
Также стоит обратить внимание, что возрастные психологические особенности детей 6-7 лет не заканчиваются на общих положениях. Существуют и другие факторы, указывающие на то, что ребенок развивается в соответствии со своим возрастом.
Возрастные особенности ребенка 6-7 лет предполагают, что малыш:
Наряду с такими математическими способностями у ребенка должно быть развито мышление.
Возрастные особенности старших дошкольников проявляются и в логическом мышлении:
Математические способности не всегда определяют уровень развития ребенка. Также важно учитывать и другие составляющие в его мышлении. В частности, обратите внимание на развитие речи.
Возрастные особенности ребенка 6-7 лет проявляются и в его речи:
Полноценное развитие речи дошкольника невозможно без познания окружающего мира.
Возрастные особенности ребенка 6-7 лет обязательно должны сказываться на его стремлении познать окружающий мир. Он должен знать, как называются предметы, которые его окружают, кем ему приходятся люди, с которыми он живет и общается, как зовут домашних животных.
То есть малыш должен полностью ориентироваться в окружающей обстановке и адекватно оценивать ее. Дошкольник, который развивается гармонично, всегда осознает свое положение в обществе и ведет себя в соответствии с ним.
Малыш, будучи частью общества, должен уметь:
Существенным фактором в развитии дошкольника является самооценка.
Самооценка – это важный показатель, говорящий о правильности развития дошкольника. Особенности этого критерия таковы:
Однако ребенок не должен стремиться выполнять все требования взрослых людей.
Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно принимать решения. Это значит, что его поведение не всегда будет предсказуемым.
Развитие малыша можно считать нормальным, если он периодически проявляет настойчивость, вступает в дискуссии, споры, самостоятельно старается побороть трудности и справиться с проблемами.
Для ребенка важно, чтобы вы:
Таким образом, особенности ребенка старшего дошкольного возраста выражаются в его психологии и физиологии. Поэтому следите за изменениями в поведении малыша, чтобы предугадать возможные проблемы и вовремя справиться с ними.
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня не только в дошкольном учреждении, но и дома в выходные дни. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий очень важно для дошкольника.
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приёма пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное и в тоже время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе: они становятся вялыми, ил наоборот, возбуждёнными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Одним из немало важных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим дня. В детском саду всё подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Правильный приём пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Поведение ребёнка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье и обычные атак же в выходные дни.
Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима детского сада.
Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй и третий день недели. Необходима серьёзная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.
Уважаемые родители, помните, что правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием является залогом нормального роста и развития ребёнка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Вам родителям остаётся следить за тем, чтобы и дома в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребёнка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять – это важно для развития нормального, гармоничного развития вашего ребёнка.
Если ваш ребёнок не ходит в детский садик и остаётся дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе. График для ребёнка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребёнку полезно играть в активные развивающие игры. А после обеда мы рекомендуем вам почитать, посмотреть мультфильмы или детские передачи. Вечернее время лучше всего отвести для общения ребёнка с родителями: в этом возрасте потребность ребёнка в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют вашего ребёнка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Когда ребенок начинает «фантазировать», это не значит, что ложь стала его привычкой на всю жизнь. Это говорит только о том, что у ребёнка в данный момент трудный период развития и что у него возникли какие-то социальные проблемы.
Многие думают, что «воспитание» при помощи крика и телесных наказаний "вылечат" от лжи. Но, как считают психологи, это не так. Попытки справиться с «фантазиями» любимого чада с помощью запретов и угроз практически никогда не дают результатов. Надо постараться понять, почему малыш «сочиняет».
Причин для этого может быть множество. Да и ложь бывает разной, порой безобидной.
Зачастую дети (до 4 лет) не лгут, а просто фантазируют, потому что их мир реальности и мир сказок еще очень тесно связаны. И они действительно могут верить в существование «сказочных фей, гномов» или прочих вымышленных героев, которые проказничают за них. Иногда мы сами подталкиваем детей к этим фантазиям.
Вы отругали ребенка за то, что он испачкался? В следующий раз, чтобы избежать серьезного разговора, малыш сочинит «правдоподобную» историю о том, как "это не он, он совсем не виноват".
Поэтому пусть все-таки Вашей первой реакцией на «фантазии» малыша будет спокойная попытка разобраться в причинах, в том, что происходит, и что подталкивает ребенка к сочинительству.
В. А. Сухомлинский
Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Сколько бы мы ни прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье: даже убеленный сединами дедушка продолжает ссылаться на «то, чему меня учили дома», «чему учила меня моя мать», «что мне показал отец».
Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слов.
«Годы чудес» - так называют ученые первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Каждый человек должен уметь слушать другого, воспринимать и стремиться его понять. От того, как человек чувствует другого, может повлиять на него, не оскорбив и не вызвав агрессии, зависит его будущий успех в межличностном общении. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему хорошо слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют способности слушать и понимать самого себя, то есть осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с другими.
И всему этому надо учиться. Умение не приходит к человеку само собой, оно приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако вы как первые учителя своего ребенка можете во многом помочь ему в этом нелегком труде, если начнете прививать навыки общения уже в самом раннем возрасте.
Родители должны обеспечить своему ребенку наиболее благоприятные условия для его реализации в этом направлении, а для этого запомните следующее:
Для ребенка вы являетесь образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами. Ваш ребенок будет говорить так, как его домашние. Вам, наверно, приходилось слышать: «Да он разговаривает точь-в-точь как его отец!»
Если во времена средневековья салфетка была предметом роскоши и делалась из дорогих материалов, то сегодня ей отведена менее торжественная роль. Первыми бумажными салфетками стали пользоваться лишь в XX веке после завершения Первой мировой войны. Они стали носить более практический характер и присутствовали почти в каждом доме в независимости от статуса. Именно с этого момента заправлять салфетки за ворот рубашки или платья стало необязательно. Сегодня обилие цветов, текстур и фасонов бумажных салфеток способно заново воплотить давнюю традицию красивой сервировки стола. Огромное количество оригинальных идей и доступные способы складывания салфеток позволяют сделать праздничным любой завтрак, обед и ужин.
Так принято:
Неприлично:
Можно ли ребенку справиться с застенчивостью и как это сделать?
Проанализируйте свое отношение к ребенку. Безусловно, вы любите его. Но всегда ли вы выражаете эту любовь в реальном поведении? Часто ли вы говорите своему малышу о том, как сильно вы его любите?
Любите просто так, ни за что. Взгляните на ситуацию в семье глазами ребенка. Может ему не хватает выражения вашей любви, похвалы, поддержки? Ведь мы так часто обращаем внимание на своих детей лишь тогда, когда они что-то делают плохо, и не замечаем их достижений. Хороших поступков. Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому и внимания им уделяется меньше, в то время как именно таким детям оно требуется в большей мере.
Они не заявляют об этом открыто, но потребности у них в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития, - доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески его осваивать и преобразовывать его. Взрослый должен воспитать в себе умение быть внимательным к ребенку не только в том случае, когда тот обращается за помощью и поддержкой, но и тогда, когда она, на первый взгляд ему не нужна.
Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности, поддержать его уверенность в себе. Застенчивый ребенок боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то вместе с ребенком, выразите уверенность в том, что он справится с задачей, а если нет, то это не беда, и вы всегда поможете ему и вместе преодолеете трудности. Если вы видите, что ребенок слишком сосредоточен на оценке и это тормозит его действия, отвлеките его от оценочной стороны деятельности. Здесь вам помогут игровые приемы и юмор. Обыграйте ситуацию, внесите в нее элемент воображения. Например, если ребенку не удается собрать фигурку из «Лего», сделайте их одушевленными и наделите вредным характером, который мешает ребенку справиться с задачей.
Следует помнить, что застенчивые дети очень осторожны и побаиваются нового. Они в большей степени, чем их не застенчивые сверстники подвержены соблюдению правил, боятся их нарушить.
У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, и это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Задумайтесь, не слишком ли часто вы ограничиваете свободу ребенку, его непосредственность, любознательность. Не сочтите за кощунство совет – иногда нарушить правила, ваше гибкое поведение поможет малышу избавиться от страха наказания, от чрезмерной скованности. Почти любое, на первый взгляд «неправильное» желание ребенка можно обыграть и превратить в интересное и полезное занятие. Не бойтесь того, что ребенок перестанет быть дисциплинированным. Далеко не всегда ограничения приносят пользу для развития. Напротив, чрезмерные ограничения оказываются причиной детских неврозов.
Раскрепощению эмоциональной сферы. Лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры – пантомимы, например, такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, не расскажем, а что видели – покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», и др. Желательно, что бы в игре участвовали несколько взрослых и детей.
Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.
Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.
В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Важно организовать труд детей родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями.
Познакомьте ребенка с правилами:
Ребенок полюбит труд, если:
Нельзя:
Прежде чем ребенок начнет трудиться, расскажите ему о цели поручения, необходимости выполнения, помогите подготовить орудия труда, если необходимо, то покажите трудовые действия.
В процессе работы, если необходимо, помогите ребенку.
После выполнения работы поблагодарите ребенка, оцените его труд.
Подготовила воспитатель группы №7 Шестакова Наталия Валерьевна