Разработала воспитатель: Бутолина Юлия Николаевна

Развитие как педагогический процесс

Развитие - это уничтожение старого и возникновение нового;
Движущая сила развития — борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений.
Противоречия - это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ми придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу кик диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий. Различают противоречия внутренние и внешние, общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные — характерные для отдельно взятого человека. Противоречия делятся на антагонистические (непримиримые) и неантагонистические.

Антагонистические противоречия – отношение классов, групп, слоёв общества, в основе которых лежат непримиримые интересы.

Неантагонистические противоречия выражают интересы, позволяющие в процессе развития установить некоторый баланс.

Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человечески, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние — стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий — расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» — «могу», «знаю» — «не знаю», «можно» — «нельзя», «есть» — «нет» — это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.

Общий закон развития гласит - развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями.

Человек — кузнец своего счастья?
Не зря сказано: вся жизнь — борьба. Начинает ее чело¬век с первым криком младенца и ведет до гробовой доски. Борьбу трудную, изнуряющую, не прекращающуюся ни на секунду. Вот и нынешним утром по звонку будильника нам пришлось включиться в вечное состязание и решать непростую задачу — идти на первую пару по педагогике или по¬спать еще. Вечное противоречие «хочу» — «надо». Каждый вышел из него по-своему: в результате кто-то чуточку «прибавил» в своем развитии, а кто-то остался на прежнем уровне. То, что мы называем развитием, складывается из мало-заметных ежедневных «прибавок».Так всегда. Кто не мечтает достичь высокого уровня раз¬вития хотя бы в каком-то одном деле? Почему же не достигаем? Не у всех хватает настойчивости преодолевать препятствия. И в конце концов каждый оказывается на той ступеньке лестницы, которой сумел достичь. Гении взбираются выше всех. Мы им завидуем, забывая: гений — это всего лишь 1% таланта и 99% труда.

Природное (биологическое) в человеке — это то, что связывает его с предками, а через них — со всем живым миром, с высшими животными в особенности. Отражение биологического — наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности — гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Что наследуют дети — готовые способности к определенному мысленному виду деятельности или только предрасположения, задатки? Рассматривая способности как индивидуально-психологические особенности личности, как условия успешного выполнения определенных видов деятельности, педагоги отличают их от задатков — потенциальных возможностей для развития способностей. Анализ фактов, накопленных в экспериментальных исследованиях, позволяет, ответит на поставленный вопрос однозначно — наследуются не способности, а только задатки. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе прямого действия организма с внешней средой.

Тогда почему многие серьезные ученые придерживаются теории «врожденного зла»? И справедлива ли пословица, дошедший до нас из глубины веков, — яблоко от яблони недалеко падает? В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичсрлик и др.). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Цели наука признает наличие инстинктов и рефлексов у животных и людей (И.П. Павлов), а инстинкты наследуются, то почему же их наследование людьми должно приводить к действиям, отличных от действий животных? Так перебрасывается мостик от поведения животных к человеческому поведению, которое в целом ряде случаев признается инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших био-логических рефлексах. Вопрос этот очень сложный, и к его решению нужно подходить со всей ответственностью. Тем не менее в последнее время все более определенную, хотя и осторожную, позицию о генной обусловленности социального поведение начинают занимать и отечественные специалисты. Академик П.К. Анохин, Н.М. Амосов и другие видные ученые с начало завуалировано, а в последнее время открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор. Унаследованные физические особенности человека предопределяют видимые и невидимые различия людей.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нерв¬ной деятельности родителей, в том числе и патологические, вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрению), могут передаваться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет, некоторые эндокринные расстройства — карликовость, напри¬мер. Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспособиться к изменению условий его существования.

Можно ли утверждать, что ребенок, чьи родители I были пьяницами, обязательно разделит их судьбу? 

  1. Безусловно. Если у человека неблагоприятные задатки, они со временем разовьются.
  2. Разовьются ли наследственные задатки в устойчивые качества личности — это зависит от обучения, воспитания и самовоспитания.
  3. В условиях неблагоприятной социальной среды ребенок с такими задатками обязательно разделит судьбу своих несчастных родителей.

Попав в неблагоприятную среду, человек с такой наследственностью скорее станет алкоголиком, чем человек без отягощающей наследственности.

Сравните несколько мнений о силе воспитательного воз¬действия, принадлежащих знаменитым людям. С кем вы согласны и почему?
«Воспитание может все». Гельвеции

«Надо детей учить как можно меньше. Это потому, что если дети вырастут, не научившись чему-нибудь, — это далеко не так опасно, как то, что случается почти со всеми детьми, особенно когда матери, не знающие тех предметов, которым обучаются дети, руководят их воспитанием, — именно то, что они получают пресыщение... учения и потому отвращение к нему». Л.Н. Толстой

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»Вольтер

«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди»В. Г. Белинский

«Воспитание направляет развитие, оно — главная сила в формировании личности. Вместе с тем следует сказать, что слабость воспитания тяжело сказывается на формировании личности ребенка, так как не создает иммунитета к отрицательным условиям жизни, мирится с накоплением отрицательного опыта отношений и усугубляет своей беспомощностью те или иные вредные явления среды». С.Л. Рубинштейн

Я согласна с высказыванием Рубинштейна в том, что «Мы» -родители воспитываем своих детей однобоко в этом и проявляется слабость воспитания, которая чревата непредсказуемыми последствиями и психологическими травмами ребенка.

Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту — от самой незначительной, до максимально возможной.

Сила воспитательного воздействие зависит от ряда условий и обстоятельств. Отечественный педагог и психолог Л.С. Выготский (1896—1934) обосновал закономерность, согласно которой цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Он выделяет два уровня умственного развития: 1) «уровень актуального развития»; 2) «зона ближайшего развития». На первом уровне ребенок выполняет задания самостоятельно. На втором — он не может с ними справиться, а поэтому разрешает проблему с помощью взрослых. Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. Задача воспитания состоит в том, чтобы создать «зону ближайшего развития», которая в дальнейшем перешла бы в «зону актуального развития». Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Педагогический процесс

Педагогический процесс — это система, объединяющая в себе процессы .. обучения, воспитания ,развития. 

  1. Педагогический процесс как систему — наличие в нем множества подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс — это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания. Компонентами системы, в которой протекает педагогический процесс, являются- педагоги, условия, воспитуемые. , 
  2. Компоненты системы, в которой протекает педагогический процесс, — педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Компонентами педагогического процесса являются – Целевой содержательный, деятельностный, результативный. 
  3. Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержа¬ние, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие сис¬тему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Среди общих закономерностей педагогического процесса выделяются такие:

1. Закономерность динамики педагогического процесса. Вели¬чина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот ученик будет иметь более высокие общие достижения, у которого были более высокие промежуточные результаты.

2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от:

  1. наследственности;
  2. воспитательной и учебной среды;
  3. включения в учебно-воспитательную деятельность;
  4. применяемых средств и способов педагогического воздействия.

3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом. Эффективность педагогического воздействия зависит от:

  1. интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;
  2. величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

3. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от:

  1. действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности. 
  2. интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и других) стимулов.

4. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от:

  1. интенсивности и качества чувственного восприятия;
  2. логического осмысления воспринятого; 
  3. практического применения осмысленного.

5. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности.
6. Эффективность педагогического процесса зависит от:

  1. качества педагогической деятельности; 
  2. качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитуемых.

7. Закономерность обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от:

  1. потребностей общества и личности; 
  2. возможностей(материально-технические, экономические и другие) общества;
  3. условий протекания процесса (морально-психологические ,санитарно-гигиенические, эстетические и другие).

Следует предостеречь от ошибочного представления, будто изложенными закономерностями исчерпываются связи, дей¬ствующие в педагогическом процессе. Последних гораздо боль¬ше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.

Этапы педагогического процесса

Подготовительный  Основной Заключительный
Организация  Осуществление Анализ
Целеполагания  Педагогическое взаимодействие Выявление возникших отклонений
Прогнозирование Организация обратной связи  Вычисление ошибок
Проектирование Регулировка и корректирование деятельности  Анализ причин отклонений
Планирование  Оперативный контроль Проектирование мер по устранению ошибок

 Понятие системы образования. Принципы государственной политики в области образования.

Система образования - это совокупность образовательных учреждений функционирующих в государстве, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения работают.
СО осуществляет: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, средне специальное образование, высшее, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку.

На развитие СО оказывают влияние следующие факторы:

А) Уровень развития общественного производства и совершенствование его научно-технических основ;
Б) Двойственный характер за счет политики и интересов сословий (зажиточных или малоимущих);
В)Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования;
Г) Педагогический фактор (д/с открывались для освобождения матерей для общественного труда, а позднее – для раннего воспитания и обучения детей, подготовки их к школе).

Принципы государственной политики в разных странах:

  1. Общество заинтересовано в высоком уровне образования. Декларируется общедоступность обучения, осуществляется всеобщее обязательное среднее образование.
  2. Сеть государственных средних общеобразовательных и специальных школ расширяется (в США государственными являются 90% школ).
  3. Сохраняется тенденция платности в частных школах и отдельных вузах (в США годовая оплата составляет 7-8 тысяч $; в д/c – 400-500 $; в элитных университетах – 17-20 тысяч $ в год. в Токио – элитные школы составляют 60% от общего числа школ).
  4. Возрастает финансирование системы образования за счет средств госбюджета. Привлекаются средства из различных источников.
  5. Расширяется сеть разнотипных школ и их структурное разнообразие (в США 48% профессиональных школ учат коммерции, делопроизводству, с-х навыкам и т.д.).
  6. Обязательные учебные предметы в основном родной язык и математика. До 300 учебных предметов по выбору (продукты питания, мода, основы интерьера, танцы и т.д.).
  7. Расширяется система подготовки специалистов.

Принципы государственной политики в области образования [Закон "Об образовании" (3266-1, утратил силу)] [Глава I] [Статья 2]

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
  4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
  5. свобода и плюрализм в образовании;
  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

А. В. Луначарский

Человек, который знает основы и выводы и в технике, и в медицине, и в праве, и в истории и т. д., - действительно образованный человек. Он действительно идет к идеалу всеведения. Но не таким образом, чтобы поверхностно скользить по всему, он должен иметь свою специальность, он должен знать свое дело, но вместе с тем интересоваться и уметь войти в любой круг познаний. Такой человек слышит весь концерт, который играют вокруг него, все звуки для него доступны, все они сливаются в одну гармонию, которую мы называем культурой.

К. С. Станиславский

Каждый день, в который вы не пополнили .своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания... считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.

Н. С. Хрущев

...одно из ярких проявлений свободы духа - это образованность народа.

Н. И. Пирогов

Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников

 

Список литературы:

  1. Учебник для ВУЗОВ. И.П. Подласый. «ПЕДАГОГИКА».
  2. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
  3. http://www.yandex.ru/?clid=1972088