Задачи: продолжать приобщать детей к народно-прикладным искусству ( на примере хохломской посуды, росписи). Развивать эстетические чувства; учить замечать прекрасную сторону окружающего пространства, гармонию с природой.

Цель: закрепить навыки составления травного орнамента. Развивать самостоятельность, воображение, фантазию детей в выборе композиции и способах рисования: украшать форму, выбирая соответственно элементы и способы. Развивать ручную умелость: изображать красочные мазки, рисовать легко, свободно. Закреплять навыки рисования концом кисти с разным нажимом (трава, завитки, усики); пользоваться печаткой, тычком.

Методические приемы:

  1. Рассматривание хохломской утвари разной формы и размеров.
  2. «Чтение узоров»
  3. Игровая ситуация (посылка с фабрики)

Материалы:

  1. Трафареты
  2. Гуашь
  3. Кисти разных размеров
  4. Тычки
  5. Готовые репродукции
  6. Образцы, изготовленные детьми
  7. Хохломская утварь

Ход занятия:

Часть  I

-«Ребята, проходите в нашу русскую избу. Нравится вам? Вот видите, как раньше жили наши предки, что у них было, какая была мебель, посуда и все это они делали сами. Мебель, которую вытачивали и раскрашивали сами. Покрывало, скатерти, салфетки, вышитые вручную, тканные половики. А посмотрите,  какая на столе стоит посуда (из глины, неокрашенные, ненарядная). Что же ей не хватает? (росписи). Вот тогда то и задумались «Как бы украсить чашки, ложки. И стали расписывать посуду различными способами. А как вы думаете, что изображали на посуде? Откуда брали рисунок? (конечно же из природы, это и: малинка, ежевичка, смородинка, земляничка, крыжовник, листочки на деревьях, зеленая травка, цветочки).

Часть II

-«Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришла посылка, давайте ее откроем, что же там внутри? Здесь письмо от хохломских мастеров с просьбой: «Помочь в росписи посуды».».

Часть III: «Загадки».

1. Сама не ем,

А людей кормлю (ложка)

2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу

Крышка громко зазвенела

Пейте чай, вода вскипела (чайник)

Часть  IV: «Что лишнее?»

Предложить убрать посуду, предметы, не относящиеся к хохломской утвари (дети делают вывод, называют основные признаки хохломы - дерево, три основных цвета краски используемые в росписи, это красный, желтый и черный)

Часть V: «Чтение узора»

На готовых изделиях хохломской посуды прочитать узор (травка, оживка…).

Часть VI: «Самостоятельная работа».

Дети приступают к работе, выбирают кисти, цвета, меняя их в процессе выполнения работы. Особое внимание уделить на тщательность исполнения работы, старательность, контроль за результатом.

Часть VII: «Заключение»

-«Хороша, золотая хохлома! Такой росписью можно украсить и посуду, и мебель, и интерьер детского сада. Вот  мы и помогли хохломским мастерам».