Задачи: продолжать приобщать детей к народно-прикладным искусству ( на примере хохломской посуды, росписи). Развивать эстетические чувства; учить замечать прекрасную сторону окружающего пространства, гармонию с природой.
Цель: закрепить навыки составления травного орнамента. Развивать самостоятельность, воображение, фантазию детей в выборе композиции и способах рисования: украшать форму, выбирая соответственно элементы и способы. Развивать ручную умелость: изображать красочные мазки, рисовать легко, свободно. Закреплять навыки рисования концом кисти с разным нажимом (трава, завитки, усики); пользоваться печаткой, тычком.
Методические приемы:
- Рассматривание хохломской утвари разной формы и размеров.
- «Чтение узоров»
- Игровая ситуация (посылка с фабрики)
Материалы:
- Трафареты
- Гуашь
- Кисти разных размеров
- Тычки
- Готовые репродукции
- Образцы, изготовленные детьми
- Хохломская утварь
Ход занятия:
Часть I
-«Ребята, проходите в нашу русскую избу. Нравится вам? Вот видите, как раньше жили наши предки, что у них было, какая была мебель, посуда и все это они делали сами. Мебель, которую вытачивали и раскрашивали сами. Покрывало, скатерти, салфетки, вышитые вручную, тканные половики. А посмотрите, какая на столе стоит посуда (из глины, неокрашенные, ненарядная). Что же ей не хватает? (росписи). Вот тогда то и задумались «Как бы украсить чашки, ложки. И стали расписывать посуду различными способами. А как вы думаете, что изображали на посуде? Откуда брали рисунок? (конечно же из природы, это и: малинка, ежевичка, смородинка, земляничка, крыжовник, листочки на деревьях, зеленая травка, цветочки).
Часть II
-«Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришла посылка, давайте ее откроем, что же там внутри? Здесь письмо от хохломских мастеров с просьбой: «Помочь в росписи посуды».».
Часть III: «Загадки».
1. Сама не ем, А людей кормлю (ложка) |
2. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу Больше греться не хочу Крышка громко зазвенела Пейте чай, вода вскипела (чайник) |
Часть IV: «Что лишнее?»
Предложить убрать посуду, предметы, не относящиеся к хохломской утвари (дети делают вывод, называют основные признаки хохломы - дерево, три основных цвета краски используемые в росписи, это красный, желтый и черный)
Часть V: «Чтение узора»
На готовых изделиях хохломской посуды прочитать узор (травка, оживка…).
Часть VI: «Самостоятельная работа».
Дети приступают к работе, выбирают кисти, цвета, меняя их в процессе выполнения работы. Особое внимание уделить на тщательность исполнения работы, старательность, контроль за результатом.
Часть VII: «Заключение»
-«Хороша, золотая хохлома! Такой росписью можно украсить и посуду, и мебель, и интерьер детского сада. Вот мы и помогли хохломским мастерам».