Для родителей и педагогов.

Семинар-практикум для родителей

Составили: Петрова Е.А., Оношина Н.Ю.

В конце ноября 2017  года, воспитателями группы №8  - Петровой Е. А. и Оношиной Н.Ю., был проведён  семинар – практикум с родителями подготовительной группы  № 8 «Радуга» на тему: «К чтению через игры со звуками».

Основная цель мероприятия – это нацелить родителей на необходимость развития у ребенка чувственного опыта. Раскрыли направления работы от игр со звуками к буквам. Отметили, что следует выбирать для ребёнка наиболее мягкий естественный путь в письменность — через игры со звуками (с целью успешного овладения грамотой).

Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв так же опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без основ чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.

 

Родители с большим желанием играли в звуковые игры, «пропускали их через себя», чтобы легко и радостно было играть в них со своими детьми. Так были проведены следующие игры:

Игра «Поймай звук»

Вот загадка о снеге: На всех садится,

                                   Никого не боится.

Какой первый звук в слове снег! Да, звук [с]. Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:

C, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с;

 са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы;

мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).

Игра «Начало, середина, конец»

Произнесите, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук [с]: Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

Игра «Ушки на макушке»

 Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:

сыр, сыр, сыр ... сор, сыр, сыр;

шар, шар, ... жар, шар, шар;

стол, стол ... стул, стол, стол;

рад, рад ... ряд, рад, рад;

мак, мак ... лак, мак, мак.

Игра «Верни шалунишку»

Воспитатель: Вот загадка про морковь:

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.

 

Какой первый звук в слове морковь! (Звук [м].)

Пока я шла к вам, из моих слов убежал звук [м]. Верните его в начало слова:  -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.

Игра «Теория о звуках»

Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить.)

На какие две группы делятся звуки? (На гласные и согласные звуки.)

Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть звуков — [и], [э], [а], [о], [у], [ы].)

Почему одни звуки называются гласными, другие согласными! В чем главное их отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; в слогообразующей функции гласных.)

Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие.)

Давайте поиграем в игры, помогающие различать твердые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.

Игра «Подарки Тиму и Тому»

Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том — на твердый согласный звук.

 Подарим игрушки Тиму и Тому. Те игрушки, названия которых начинаются с мягкого согласного звука, подарим Тиму, а те, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука - Тому. Том получит куклу, шар, а Тим – мяч, мишку.

Игра «Сломался телевизор»

У нашего телевизора отключился звук. Помогите озвучить картинку.

«Магазин»

Родителям раздают игрушки. Воспитатель. Надо купить игрушку, «заплатив» за нее первым звуком слова. Родитель. Я хочу купить машинку. Воспитатель. Платите деньги. Родитель. Вот вам звук [м]. Воспитатель. Продано.

Игра «Накормим Карлсона»

Воспитатель.  К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п'];

Игра «Цепочка слов»

Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова. Слон—нос—стол...

Игра «Собери слово»

Воспитатель  произносит слово по звукам: [н], [о], [с]; родители его «собирают»: нос. (Слова: дом, кот, сыр, суп, куст и др.)

Игра «Разложи слово на звуки»

Каждому родителю раздают по две предметные картинки. Одни «раскладывают» слово на звуки, остальные «собирают» слово. Картинки: шар, душ, кот, кит, шарф, дым.

Игра  «Дом звуков»

Воспитатель. Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребенком анализировать слова:

— сначала нужно брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, ю, я, ь;

— выделяя последовательно звуки в слове, научите ребенка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

с с с с о н — первый звук                       [с] □

с о о о о н — второй звук                       [о] □ □

с о н н н н — третий звук                       [н] □ □ □

«Техника безопасности» при произнесении букв»

Воспитатель.  Показывая детям буквы, называйте твердый вариант согласного звука: не «кэ», не «ка», а «к» (кратко). Знакомьте сразу не со всеми буквами и в такой последовательности: А, О, У, Ы, И, Н, Т, С, К, П, Р, Л, В...

«Закон чтения и письма»

Воспитатель объясняет «закон чтения и письма» на парах слов: мал—мял, нос—нес, лук—люк, сер— сэр, был-бил. Затем чертит таблицу гласных I и II ряда.

а

о

у

э

ы

я

ё

ю

е

и

Показывает, как читать слоги и слова с гласными I и II ряда. Объясняет порядок введения новых слов для чтения и печатания: вначале ребенок должен учиться читать слоги и слова с гласными I ряда, затем с гласной и, потом с буквами я, е, ю, ё.

   

По завершению семинара воспитатели  нацелили родителей:

«Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И самое важное — совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка».                            Желаем Успеха!