Для родителей и педагогов.
Семинар-практикум для родителей
Составили: Петрова Е.А., Оношина Н.Ю.
В конце ноября 2017 года, воспитателями группы №8 - Петровой Е. А. и Оношиной Н.Ю., был проведён семинар – практикум с родителями подготовительной группы № 8 «Радуга» на тему: «К чтению через игры со звуками».
Основная цель мероприятия – это нацелить родителей на необходимость развития у ребенка чувственного опыта. Раскрыли направления работы от игр со звуками к буквам. Отметили, что следует выбирать для ребёнка наиболее мягкий естественный путь в письменность — через игры со звуками (с целью успешного овладения грамотой).
Что такое буква? Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв так же опасно, как давать в руки ребенку любой предмет, с которым он еще не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без основ чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.
Родители с большим желанием играли в звуковые игры, «пропускали их через себя», чтобы легко и радостно было играть в них со своими детьми. Так были проведены следующие игры:
Игра «Поймай звук»
Вот загадка о снеге: На всех садится,
Никого не боится.
Какой первый звук в слове снег! Да, звук [с]. Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:
C, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с;
са, жа, зо, зы, со, ща, ис, па, сы;
мак, сыр, мишка, миска, крыса, крыша, север («ловушка»).
Игра «Начало, середина, конец»
Произнесите, пожалуйста, слова: начало, конец или середина в зависимости от того, где в слове слышится звук [с]: Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.
Игра «Ушки на макушке»
Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:
сыр, сыр, сыр ... сор, сыр, сыр;
шар, шар, ... жар, шар, шар;
стол, стол ... стул, стол, стол;
рад, рад ... ряд, рад, рад;
мак, мак ... лак, мак, мак.
Игра «Верни шалунишку»
Воспитатель: Вот загадка про морковь:
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
Какой первый звук в слове морковь! (Звук [м].)
Пока я шла к вам, из моих слов убежал звук [м]. Верните его в начало слова: -агазин, -ост, -уха, -арка, -ышка, -ак, -ашина.
Игра «Теория о звуках»
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.
Что можно делать со звуками? (Звуки можно слышать и произносить.)
На какие две группы делятся звуки? (На гласные и согласные звуки.)
Сколько гласных звуков в русском языке? (Шесть звуков — [и], [э], [а], [о], [у], [ы].)
Почему одни звуки называются гласными, другие согласными! В чем главное их отличие? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, при произнесении согласных во рту есть препятствие; в слогообразующей функции гласных.)
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие.)
Давайте поиграем в игры, помогающие различать твердые и мягкие согласные звуки. Почему так важно это умение? Ответить на этот вопрос можно, поняв механизм чтения и письма.
Игра «Подарки Тиму и Тому»
Тим любит все, что начинается на мягкий согласный звук, Том — на твердый согласный звук.
Подарим игрушки Тиму и Тому. Те игрушки, названия которых начинаются с мягкого согласного звука, подарим Тиму, а те, названия которых начинаются с твёрдого согласного звука - Тому. Том получит куклу, шар, а Тим – мяч, мишку.
Игра «Сломался телевизор»
У нашего телевизора отключился звук. Помогите озвучить картинку.
«Магазин»
Родителям раздают игрушки. Воспитатель. Надо купить игрушку, «заплатив» за нее первым звуком слова. Родитель. Я хочу купить машинку. Воспитатель. Платите деньги. Родитель. Вот вам звук [м]. Воспитатель. Продано.
Игра «Накормим Карлсона»
Воспитатель. К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пирожки, пюре. Если гость все это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п'];
Игра «Цепочка слов»
Детям предлагается называть слова по одному так, чтобы первый звук в слове был таким, как последний звук названного ранее слова. Слон—нос—стол...
Игра «Собери слово»
Воспитатель произносит слово по звукам: [н], [о], [с]; родители его «собирают»: нос. (Слова: дом, кот, сыр, суп, куст и др.)
Игра «Разложи слово на звуки»
Каждому родителю раздают по две предметные картинки. Одни «раскладывают» слово на звуки, остальные «собирают» слово. Картинки: шар, душ, кот, кит, шарф, дым.
Игра «Дом звуков»
Воспитатель. Следует усвоить правила, по которым нужно вместе с ребенком анализировать слова:
— сначала нужно брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, ю, я, ь;
— выделяя последовательно звуки в слове, научите ребенка интонационно подчеркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».
с с с с о н — первый звук [с] □
с о о о о н — второй звук [о] □ □
с о н н н н — третий звук [н] □ □ □
«Техника безопасности» при произнесении букв»
Воспитатель. Показывая детям буквы, называйте твердый вариант согласного звука: не «кэ», не «ка», а «к» (кратко). Знакомьте сразу не со всеми буквами и в такой последовательности: А, О, У, Ы, И, Н, Т, С, К, П, Р, Л, В...
«Закон чтения и письма»
Воспитатель объясняет «закон чтения и письма» на парах слов: мал—мял, нос—нес, лук—люк, сер— сэр, был-бил. Затем чертит таблицу гласных I и II ряда.
а |
о |
у |
э |
ы |
я |
ё |
ю |
е |
и |
Показывает, как читать слоги и слова с гласными I и II ряда. Объясняет порядок введения новых слов для чтения и печатания: вначале ребенок должен учиться читать слоги и слова с гласными I ряда, затем с гласной и, потом с буквами я, е, ю, ё.
По завершению семинара воспитатели нацелили родителей:
«Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребенком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших занятиях в школе. И самое важное — совместные игры со звуками и буквами станут важным шагом психического развития вашего ребенка». Желаем Успеха!