Работа выполнена Павловой Л. А, Лобачёвой Л. Ф.
Родителям нужно создать такую атмосферу, чтобы общение с книгой у ребёнка вызывало только положительные эмоции, и было бы связано с получением удовольствия от такого общения. Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?
- Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей и видеозаписей сказок и рассказов.
- Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка. Если члены семьи не читают, а проводят время перед телевизором или компьютером, странно было бы надеяться, что ребёнок заинтересуется этим видом деятельности.
- Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.
- Покупайте журналы для ребёнка с учётом его интересов.
- Пусть ребёнок читает вслух вам или кому-нибудь из домашних.
- Поощряйте чтение.
- Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.
- В доме должна обязательно быть детская библиотечка. В ней должны быть разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
- Не спешите сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
- Собирайте дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывайте у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.
- По чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.
- Читайте по очереди: по одной страничке или отрывку.
- Можно начать читать интересную книгу, потом остановиться на самом интересном месте и предложить ребёнку прочитать дальше.
- Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Чаще устраивайте семейные чтения. Пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора. После чтения надо обязательно поговорить с ребёнком о произведение. Это очень важно и для усвоения содержания, и для развития интереса к чтению, и для формирования нравственных качеств.
Можно спросить:
- Понравился ли рассказ, сказка, или нет, почему?
- Кто из героев понравился (не понравился), почему?
- Какие действия героя понравились (не понравились), почему?
- Как бы в этом случае поступил ты?
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им. Именно в младшем школьном возрасте идет накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении занимательности, сильных эмоциональных переживаний.
Помните слова В. А. Сухомлинского « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда».
Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ребёнок будет уметь слушать и любить читать книжки. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!