Консультации для родителей "Какой он, мой ребенок?" Психические особенности ребёнка 2-3 лет

Советы родителям:

  • Постепенно расширяйте число предметов, которые ребенок видит и с которыми взаимодействует.
  • По мере развития ребенка знакомьте его с разнообразными свойствами окружающих его предметов, формой, окраской, звучанием и т.д.
  • Помогайте ребенку развиваться в меру его естественно формирующихся возможностей, немного их предвосхищая.
  • Стимулируйте речевую активность малыша, хвалите его за успехи.
  • Поощряйте его интерес к овладению различными предметами в соответствии с их назначением.
  • Расширяйте круг активного общения ребенка.
  • Создавайте щадяще тренирующий режим бодрствования и сна.
  • Помогайте в играх, поддерживая всестороннее развитие ребенка.
  • Следите за питанием, сном и отдыхом малыша, не допускайте его нервных перегрузок.
  • Способствуйте развитию разносторонней детской деятельности, разделяйте с ребенком радость по поводу достигнутых успехов.
  • Не гасите искусственно активность ребенка, направленную на расширение игрового пространства и увеличение количества предметов, с которыми он играет.
  • Не сдерживайте возможности развития ребенка, его интерес к действиям с новыми предметами и к взаимодействию с окружающими людьми.
  • Не смейтесь над ошибками речи; нужно мягко поправлять, учить малыша.
  • Не спешите прийти на помощь малышу, но и не опаздывайте; следует всячески поощрять самостоятельность ребенка.
  • Убирайте те игрушки, в которые дети уже не играют.
  • Старайтесь не поощрять капризы ребенка; лучше не придавайте им особого значения, рассматривайте их как мелкий проходящий эпизод.

 


Психические особенности ребёнка 2-3 лет

Все психические процессы ребенка - внимание, память, мышление - носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собствен­ному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специ­ально что-то запомнить - обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.

Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции не­постоянны. Малыша легко отвлечь и переключить с одного эмо­ционального состояния на другое. Восстановлению эмоцио­нального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция - игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Такими иг­рами изобилует народная традиция пестования детей.

Маленький ребенок обучается только тому, что его заинте­ресовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от то­го, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испы­тывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необ­ходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрос­лому. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый – и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному.

Сверстник еще не представляет для такого малыша особого интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко ста­новятся источниками отрицательных эмоций: другой ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, дру­гой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т. п.

Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающе­го мира происходит в процессе реальных предметных манипу­ляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первоот­крывателей поддержать саму мотивацию исследования и позна­ния окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.

Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие взрос­лые виды творческой деятельности, как непредметное конст­руирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобрази­тельное искусство.

Осоновные психологические особенности детей 2-3 лет:

  • им присуще наглядно-действенное мышление;
  • их интел­лектуальное развитие зависит от того, насколько богата окру­жающая развивающая среда, то есть, позволяет ли она разнооб­разно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
  • речь находится в стадии формирования;
  • обучение эффективно только на фоне психоэмоционально- комфортного состояния;
  • внимание, мышление, память непроизвольны.

 

Разный темперамент - разная эмоциональность

Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Одни дети непоседливы, стремительны, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка.

Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в тихоню, невозможно. Да это и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителю важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания.

Холерик

Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Такой ребенок не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время холерик чаще всего решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения, увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре холерик — экспериментатор.

Как вести себя родителям?

Самое главное — занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. У такого малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка (бег, прыжки). Спорт хорошо дисциплинирует холериков. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и пр.

Флегматик

Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но единожды приняв, вряд ли их поменяет.

Как вести себя родителям?

Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его — флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для флегматика совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть» как компьютер. Такому ребенку нужно помочь выразить свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление такого малыша не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь водить флегматика в музеи, на выставки, в библиотеку. Пусть он пополняет свой эмоциональный опыт.

Меланхолик

Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам интонациям («Почему дядя такой сердитый?», «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок-меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких. Из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызывать у такого ребенка слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.). Также ребенок-меланхолик быстро утомляется.

Как вести себя родителям?

Для такого малыша главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка-меланхолика надо постоянно хвалить, показывая веру в его способности. Даже если задание выполнено им не очень хорошо, нужно уметь вселить в него уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У такого ребенка должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что одевать и есть и т.д.).

Сангвиник

Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Как вести себя родителям?

Таким детям необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать их неинтересной моторной работой. Однако сангвинику следует помочь сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. Одновременно с этим с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания.