Проблема: «Современные дети играют мало или совсем не играют, играют не в те игры или не с теми игрушками, с которыми играли мы», - сетуют взрослые, родители. Такая озабоченность понятна: ребенок, который полноценно не играет в дошкольном возрасте, не сможет успешно учиться в школе. Если у ребенка до 7 лет игру заменили занятия по школьному типу, он кажется несамостоятельным, неорганизованным, психологические незрелым на пороге школьного обучения.
Чтобы научить дошкольника играть, необходимо помнить: игра – это отражение жизни. Жизнь изменилась, поэтому игра не могла не измениться.
Вопрос: Что же нужно современному ребенку, чтобы играть?
Иметь много игрушек вредно, ребенок их не ценить и с ними не играет.
Детская субкультура подсказывает другое. Смешариков много, они живут общей жизнью. Как же Нюша будет без Кроша или Бараша?
Лунтик познает мир вместе с друзьями: Кузей, Милой, Пчеленком – это его компания.
На каждый Новый год ребенку дарится новая игрушка – символ года, и часто не по одному экземпляру: полки заполняют бычки и коровки, свинки, тигрята всевозможных размеров и материалов.
А машины: пожарная, грузовая, снегоуборочная – выполняют в игре, как и в жизни, разные функции.
Важно не то, сколько игрушек имеет ребенок, а как они входят в его жизнь и что с ними происходит потов.
Пример: Вот львенок. Как он появился у ребенка?
Сначала у трехлетнего малыша появилось желание, которое он выразил так: «Хочу львенка». «Хорошо, - сказала мама, - давай копить деньги». Каждый день в сделанный из бумаги кошелечек откладывается по монетке. Мама поддерживает желание ребенка иметь игрушку. В течение пяти дней ребенок о ней мечтает. На шестой день мама говорит, что денег, скорее всего, хватит на покупку, можно идти в магазин. Предлагает сообщить бабушке и папе, какая предстоит покупка, как ее долго ждали, описывает в разговоре с малышом предполагаемый поход в магазин: мы придем в магазин, а там львенок нас ждет, мы его купим, возьмем на ручки, принесем домой, будем заботиться.
Наконец поход в магазин состоялся. В одном из них львов не оказалось. Идти во второй помешал дождь. Мама предлагает вернуться, ребенок настаивает на продолжение похода, ждет под крышей магазина окончания дождя. В следующем магазине львы обнаружены. Но сколько их!... Все они перед ребенком. Он выбирает себе друга, берет на ручки, гладит, смотрит в глаза. Его никто не торопит…
Вот игрушка выбрана! Малыш «оплачивает» покупку (понятно, что мама доплатит недостающую часть средств). Львенку придумывают имя. Дома с ним знакомят родных. Еще и еще раз вспоминают, как его покупали. Взрослый неоднократно обращает внимание ребенка на настроение львенка, его состояние – устал, хочет кушать, спать, играть, вступает от лица львенка в диалог с малышом.
Такая игрушка станет для ребенка другом на долгие годы детства. С ней он будет знакомить вновь появляющиеся игрушки, делиться огорчениями и радостями, будет доверять ей свои тайны.
Важно:
Чтобы игрушка не случайно появилась в жизни ребенка,
Чтобы ей было дано имя и был определен ее характер в соответствии с образом персонажа (мышка Мышева, хомячок Максик, львенок Лева),
Чтобы каждая игрушка нашла себе место в сообществе других игрушек,
Чтобы ребенок не просто с ними играл, а проживал значимые события своей жизни: смотрел мультики, укладывал спать, брать на прогулку.
Пусть игрушки, ребенок и Вы, дорогие родители будете одной дружной семьей.
Так Вы, дорогие родители не только вводите игрушку в жизнь ребенка, но и учите его играть, фантазировать, создавать воображаемые ситуации, заботиться и сопереживать.
Желаю Вам удачи в освоении новых игрушек с Вашими детишками!