Игры и упражнения, в которые родители могут играть со своим ребенком дома или по дороге в детский сад

Играйте вместе с детьми

Игрушки созданы для детей, но не будем забывать о том, что польза от развивающей игрушки будет значительно выше, если родители поиграют с ней вместе со своим ребенком.

На что похоже твое настроение?

В эту игру можно играть бесконечно, ведь настроение вашего ребенка меняется так быстро. Полезно поиграть в эту игру, когда оно по какой-то причине испортилось. Игра поможет справиться с обидой, и малыш даже не заметит, как его настроение улучшится. Но даже не важно, весело вашему ребенку или грустно, просто задайте ему вопрос: «Подумай и скажи, на что сейчас похоже твое настроение?». А похоже оно может быть на что угодно: на легкое облачко или сердитую кошку, на лужу или мыльные пузыри, на солнышко или стрекозу. 


Ушки на макушке

В эту игру можно играть где угодно и когда угодно, вдвоем и в компании. Главное – определиться с темой. Например, «Съедобное и несъедобное». Договоритесь с ребенком о знаках, которыми он будет отвечать на ваш вопрос. Допустим, если вы называете что-то съедобное, то он приставляет ладошки к макушке, то есть ставит ушки на макушке. Если же вы называете несъедобное, то малыш весело хлопает в ладоши. Каждый раз меняйте тему, и тогда играть можно будет до бесконечности. Темы для игры могут быть такими: «Птицы и животные», «Посуда и мебель» и т.д. Чтобы было не скучно играть, меняйте движения.

Я знаю пять названий

В эту игру можно играть вдвоем и целой компанией. Для игры вам понадобится мяч. Сначала надо выбрать тему: пять имен мальчиков (девочек), пять названий предметов мебели (посуды), пять названий игрушек, пять видов транспорта и т.д. Для начала можно просто вспомнить всевозможные имена девочек, мальчиков, названия посуды (в зависимости от выбранной темы).

Ребенок отбивает мяч об пол, произнося при этом такие слова: «Я знаю пять имен мальчиков: Петя – раз, Саша – два, Миша – три, Сережа – четыре, Олег - пять». Имена могут быть любые. Единственное правило: каждое имя надо называть с очередным ударом мяча, стараясь не задерживать мячик в руках и не повторять имен. Следом за первым участником начинает называть имена второй, третий и т. д. Если случилась пауза (кто-то забыл очередное имя и задержал мяч в руках), ход переходит к следующему.

Плюшевый мишутка мой

Хочет быть всегда со мной:

Я гулять – и он гулять,

Я в кровать – и он в кровать.

Игрушки все свои люблю,

Но больше всех мне нравится

Мой клоун, потому что он

Всегда мне улыбается.

 

Куколку свою Людмилу

Рано утром разбужу.

Личико умою с мылом,

Волосы ей причешу.

 

Это платье мама сшила,

Как оно тебе идет!

Посиди на стуле, Мила,

Мама завтракать зовет.

 

Мама кашу нам сварила,

Открывай-ка рот, Людмила.

 

Вот отличная машина,

Может ездить без бензина!

Только ключик повернется –

И машина заведется.

 

Мне лошадку подарили,

Я скачу день напролет.

Хороша моя лошадка,

Никогда не устает! 

Игры на переключение внимания

Отвечалка

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Задавайте ребёнку разные вопросы, а он пусть отвечает. Затем поменяйтесь ролями.

Примечание. Подбирайте простые и смешные вопросы, например: «У кошки пять хвостов? А сколько?.. Собаки умеют летать? У Деда Мороза зелёная шуба?»

Обзывалка

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Обзывайтесь разными названиями овощей и фруктов, да так, чтобы смешно было: «Ты редиска!», «А ты капуста!». В конце игры придумайте друг для друга какое-нибудь ласковое слово.

Самый-самый

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Организуйте соревнования — кто дальше прыгнет, кто дольше проскачет на одной ноге (по направлению движения), кто быстрее добежит до какого-либо места или предмета и т. д.

Назвал — шагай

Место проведения. На улице или дома.

Как играть. Выберите букву алфавита. По очереди называйте слова, которые начинаются на эту букву. Назвавший слово имеет право сделать три шага вперёд.

Светофор

Место проведения. На улице.

Как играть. Напомните ребёнку, что движение на дороге регулирует светофор. «Красный свет — дороги нет, стой. Жёлтый свет — приготовься. Зелёный — беги, догоняй». Скажите: «Красный» и отходите на некоторое расстояние от малыша, повторяя: «Красный, красный, теперь жёлтый (ребёнок готовится догонять вас), а сейчас зелёный!». Меняйтесь ролями.

Игра «Опиши предмет» (или «Какой предмет? »)

Правила игры:

Взрослый называет какое-нибудь слово-существительное, обозначающее предмет. Ребёнок подбирает и называет слова-прилагательные к этому предмету. Нужно подобрать не менее 5 прилагательных.

Например:

Мяч (круглый, красный, большой, гладкий, резиновый) ; диван (новый, мягкий, коричневый, длинный, высокий).

Игра «Части - целое»

Правила игры:

взрослый называет части какого-то предмета, ребёнок называет сам предмет.

Например:

ножки, спинка, сиденье (стул) .

Игра «Скажи наоборот»

Правила игры:

взрослый называет слово (существительное, прилагательное, глагол, наречие, ребёнок подбирает и называет к заданному слову антоним.

Например:

друг – враг, длинный – короткий, ложиться – вставать, высоко – низко.

Игра «Скажи ласково»

Правила игры:

взрослый называет предмет, ребёнок должен назвать этот же предмет ласково.

Например:

стул – стульчик, мяч – мячик, сумка – сумочка.

Игра «Отгадай профессию»

Правила игры:

взрослый называет инструменты человека какой-либо профессии, ребёнок называет профессию.

Например:

шприц, бинт, лекарство (врач) ; указка, мел, красная ручка (учитель) .

Игра «Найди общее»

Правила игры:

взрослый раскладывает ряд предметов и предлагает сгруппировать их по какому-то признаку, а затем пояснить свои действия.

Например:

мяч, огурец, яблоко, кубик, лук, банан (мяч и кубик – игрушки, огурец и лук – овощи, яблоко и банан – фрукты) .

Игра «Почему нельзя? »

Правила игры:

взрослый задаёт ребёнку вопрос, ребёнок отвечает на него, обосновывая свою точку зрения.

Например:

Почему нельзя бросать бумажки на улице? Почему нельзя играть со спичками? Почему нельзя рвать книги?

Строитель

В игре можно использовать набор небольших кубиков, пластин, колец от пирамидок. Ребенку дают задание: собери из мелких кубиков один побольше, построй башню, гараж, колодец около него, скамейку, дорожку, стульчик, кроватку, диван, дом, поезд, автомобиль, забор вокруг дома, телевизор.

Шофер

На столе разложите маленькие предметы (солдатиков, фигурки животных,  кубики) на расстоянии 5 – 7см друг от друга. Потребуется также фишка – пуговица. Нужно «объехать» все препятствия, передвигая ее одним пальцем, и ничего не задеть. Играть попеременно разными пальцами сначала одной, потом другой руки.

Вязание

На обеих руках выпрямить большой и указательный пальцы, остальные плотно прижать к ладони. На левой руке пальцы неподвижны, «вяжут» только два пальца правой руки: большой палец правой руки соединить с указательным пальцем левой, второй пальчик – на весу. Затем указательным пальцем правой руки приставить к большому пальцу левой руки, остальные пальцы разъединить. Двигая кистью и пальчиками правой руки, «вязать». Повторить упражнения левой рукой.