Подготовила методист Чепуштанова О.Т.
Благополучие нашей страны зависит не только от состояния здоровья ее граждан, но и от безопасности окружающей среды. Ни для кого не секрет, что сложившаяся в современном мире социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за ее самых беззащитных граждан - маленьких детей. Чаще всего дети в своей жизни сталкиваются с такими опасностями, спасение от которых зависит от действий самого ребенка. Как, например, при переходе через дорогу с оживленным движением. На современных улицах количество автомобилей увеличивается с каждым днем, а соответственно, и число аварий. Современные дети, в отличие от предыдущих поколений, более подвижны, активны, любознательны, чаще попадают в различные опасные ситуации, поэтому все более актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни.
Детям интересно на улице, они стремятся туда, не понимая еще, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Ребенок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками в этом выступают, конечно же, родители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
В последние годы в нашем саду много внимания уделяю проблеме безопасного поведения детей дошкольного возраста. Правила поведения и меры безопасности напрямую связаны с условиями, в которых находится человек: современный город и сельская местность, привычная домашняя обстановка и морское побережье диктуют совершенно различные способы поведения и меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, меньше было бы травм и несчастных случаев. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята человеком - только тогда она станет действенным регулятором его поведения.
Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Опасных ситуаций очень много, они складываются для каждого индивидуально. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома, и главной задачей воспитателя и родителей является развитие у них самостоятельности и ответственности.
Все родители без исключения хотят видеть своего ребенка счастливым, здоровым, уметь действовать в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни детей. Не всегда это получается, и задача моя и семьи состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Целью нашей работы в этом направлении является осознание детьми общей логики безопасности, умение предвидеть опасные ситуации и по возможности избежать их, а также правильно действовать в случае их возникновения. С дошкольного возраста у детей необходимо воспитывать самодисциплину и осторожность при пребывании их на улице, на природе и т. д.
Для того чтобы работа педагогов была продуктивной, разнообразной и доступной для понимания детей, мы используем разнообразные формы проведения занятий: экскурсии, беседы, игры. Они превращают каждое занятие в интересную игру.
При изучении тем «Безопасное поведение на улицах», «Ребенок на улицах города», используют пособия, иллюстрации, художественную литературу, пословицы, ситуации загадки.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводим прогулки по тротуару для наблюдения за движением, за действиями пешеходов и водителей транспорта, за сигналами светофора и регулировщика. Объясняем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, обочина, перекресток, рассказывают о правилах дорожного движения. Закрепляем с детьми назначение светофора. Он устанавливается на перекрестках, пешеходных переходах и в других местах оживленного движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят улицы, не мешая друг другу и не рискуя попасть под машину, а водителям сигналы светофоров помогают избежать столкновений с другими машинами и прочих несчастных случаев. Дети учатся различать виды транспортных средств, различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
Дети научились ориентироваться в таких понятиях, как близко, далеко, слева, справа, сзади, по ходу движения. Также они правильно воспринимают и скорость движения транспорта и пешеходов: быстро, медленно, поворачивает, останавливается. Педагоги рассказывают детям о работе Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД). Инспекторы внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость, соблюдали правила, чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным.
Наблюдения, полученные на прогулке, дети отражают в своих рисунках. Мы организуем выставки. Воспитатели дают им различные задания: например нарисовать дорогу от дома до детского сада, изобразить знаки и указатели, которые они встречают на пути, предлагают разыграть ряд проблемных ситуаций правильного и неправильного поведения на улице. Описывают какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. Ненавязчиво направляют обсуждение детей в нужное русло, задают вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?». В процессе обучения очень важно не пугать детей улицей и транспортом. Ведь такой страх также опасен для них, как беспечность или невнимательность.
Опыт показывает, что наиболее доходчивой формой разъяснения правил дорожного движения детям является игра. Увлекаясь ею, дети усваивают их основные требования. Во время игры они начинают осознавать кто такие водители, регулировщик, у детей возникает уважение к людям этой профессии.
Наряду с профилактикой дорожно-транспортного травматизма много внимания мы уделяем вопросу по изучению правил пожарной безопасности. Вначале проводим беседу с детьми о работе пожарных. Используя художественные произведения: рассказы Е. Пермяка «От костра до костра», «Огонь - опасная игра»; стихотворение С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Проводим опыты с огнем, расширяем и уточняем знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни, обучаем действиям во время пожара.
Знакомим детей с правилами, которые помогают избежать несчастья:
- не играй со спичками и зажигалками - это одна из причин пожара;
- уходя из дома, не забывай выключать электроприборы;
- ни в коем случае не зажигай без взрослых свечи или бенгальские огни.
В случае возникновения пожара, если нет рядом взрослых, обучаем действовать следующим образом:
- позвони по телефону «01», чтобы (МЧС) пожарные приняли вызов, сообщи фамилию, адрес, четко объяснить, что и где горит;
- предупреди о пожаре соседей;
- помни: дым гораздо опаснее огня. Если чувствуешь, что задыхаешься, смочи одежду водой, накрой голову мокрой салфеткой, ляг на пол и ползи к выходу - внизу дыма меньше;
- ожидая приезда пожарных, старайся сохранить спокойствие, тебя обязательно спасут;
- когда приедут пожарные, выполняй все их указания;
- главное правило при любой опасности - это не поддаваться панике, не терять самообладания.
С помощью игр, решения проблемных ситуаций, закрепляем знания детей о правилах пожарной безопасности. Их соблюдение помогает сохранить от огня личное и государственное имущество, и зачастую и собственную жизнь.
Систематически и последовательно, в доступной форме учим детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, которые приносят здоровью вред. Объясняем, почему необходимо своевременно обращаться к врачу при простуде, гриппе; учим детей не бояться посещать его. Спрашиваем детей, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, живот, голова). Учим детей считаться с недомоганием и плохим физическим состоянием другого человека, побуждая сострадать им. Мы доводим до родителей важность этой темы.
Мы проводим родительские собрания на темы: «Здоровье ребенка в ваших руках», «Растим детей здоровыми». Предлагаем вниманию родителей выступление врача-педиатра, консультацию медсестры детского сада «Профилактические мероприятия в детском саду» с целью укрепления здоровья детей, «Как уберечь ребенка от гриппа», «Витамины в жизни детей» и другие. Показываем родителям развлечение с детьми на тему «Путешествие в страну здоровья», где в игровой форме дети закрепляют знания о том, как беречь глаза, уши, зубы, как за ними ухаживать, как оказывать первую помощь. Проводим беседы на тему личной гигиены, о том, как заботиться о здоровье окружающих, как оказать первую помощь при порезе, ушибах, обмораживании, ожоге, солнечном ударе. Для того чтобы заинтересовать детей, привлечь их внимание во время бесед используем стихи, загадки, рассказы.
В разделе «Ребенок и другие люди» мы выслушиваем мнение детей о том, какие взрослые могут быть опасными. Дети чаще всего считают, что опасными могут быть неприятно одетые, грязные и пьяные люди, а молодые и красивые люди не опасны. В таких случаях мы знакомим детей с литературными произведениями А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», сказкой С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», чтобы убедить детей, что опасными могут быть и добрые на вид люди с приятной внешностью и, наоборот, неопасными те, которые неопрятно одеты, непривлекательны.
Разыгрываем с детьми разные ситуации:
• Взрослый уговаривает пойти ребенка с ним в магазин купить игрушку или конфет, показать что-то интересное;
• Взрослый приглашает ребенка покататься в красивой машине;
• Взрослый угощает конфетой или дарит игрушку;
• Взрослый пытается завести в подъезд или на стройку.
Обучаем детей, как следует вести себя в ситуациях насильственного поведения (надо громко кричать, звать на помощь, привлечь внимание взрослых, можно даже укусить за руку, вырываться). Проводим беседу на тему «Если чужой приходит в дом», закрепляем знания детей в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Дом», устраиваем минутки безопасности, мини-катастрофы; стремлюсь не вооружать детей готовыми рецептами поведения на все случаи жизни, а обучаю их самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации.
В разделе «Ребенок и природа» мы раскрываем детям понятие: «Земля - наш общий дом, а человек часть природы». Учим детей наблюдать и быть внимательными к живой природе. Во время экскурсий в лес ставим цель - показать красоту леса, необходимость деревьев для жизни животных и человека, дать понятие, какую пользу приносят насекомые, птицы, звери, как все в природе взаимосвязано. Проводим беседу с детьми о том, как же надо себя вести в лесу, чем может быть опасен лес для человека, как беречь и охранять природу. Знакомим детей с ядовитыми растениями (ландыш, вороний глаз, волчье лыко, белена) и грибами (мухомор, бледная поганка, ложные опята), используя дидактическую игру «Съедобное - несъедобное». В сюжетно-ролевой игре «Поездка на пикник» закрепляем правила поведения в лесу (не ломать ветки, не разводить костер под деревьями, рядом с муравейником, вести себя тихо, чтобы не нарушить покой лесных обитателей, не оставлять мусор, не уходить далеко от группы в лес, если отстал или потерялся, позвать на помощь).
Также знакомимся с детьми с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для них, проводим дидактическую игру «Чем опасен этот предмет и как с ним правильно обращаться».
Для формирования адекватного поведения во время экстремальных ситуаций, проводим беседы, наблюдения, игры, занятия. Откровенный разговор помогает детям понять, где мнимое геройство, а где истинная находчивость. Страх может породить панику, бессистемное поведение. Учим детей, что оказавшись в сложной ситуации, нужно стараться не потерять самообладания.
Когда дети накапливают достаточный запас знаний, навыков, мы вместе с родителями и детьми проводим развлечения, викторину, КВН, где дети закрепляют знания о правилах дорожного движения, навыки поведения на улицах города, знания правил пожарной безопасности. Детям нравятся совместные игры с родителями, потому что они стремятся показать свои знания и умения и активизируют своих родителей, приглашая их принимать участие в играх, конкурсах, гордятся, когда их родители отвечают на вопросы. Совместные мероприятия всегда улучшают эмоциональное состояние детей, побуждают их к активности, повышают их желание показать свои знания маме или папе.
Между нами и родителями было достигнуто полное взаимопонимание в вопросах безопасного поведения детей дошкольного возраста, так как разные требования и предъявления детям в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Проводим с родителями беседы, родительское собрание, в котором информируем родителей о совместной работе и активного участия в ней. Большой интерес вызывают консультации «Профилактика дорожно-транспортного травматизма у дошкольников», «Противопожарная безопасность», «Охрана здоровья ребенка».
Вместе с родителями пришли к выводу, что несчастных случаев на дорогах будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, дома, во дворе. Если ребенок сталкивается в своей жизни с реальной опасностью, то он должен обратиться за помощью к взрослым. От взрослых дети получают самую действенную поддержку. И тогда ребенок уже не беззащитная пешка перед ударами судьбы, а активно действующее лицо. Не безучастный наблюдатель драматических событий, а Человек, осознанно участвующий в формировании своей окружающей среды по всем правилам безопасности. Конечно, дать исчерпывающие советы на все случаи жизни невозможно, но основные правила безопасного поведения на улице, во время пожара, при встрече с подозрительными людьми и т. д. нужно знать.
Вовремя сделанное замечание может сохранить ребенку здоровье и жизнь, а матери самое дорогое - дитя. Равнодушие взрослых делает их косвенными виновниками несчастных случаев. В любой ситуации побеждает тот, кто уверен в себе и борется за жизнь до конца, и нельзя допустить, чтобы жизнь детей нелепо оборвалась.